Бсз фуоз саруман своими руками печатная схема. Установка на jawa фуоз саруман

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

Решил сделать фуоз на мот, посмотреть че это и как его едят. шаг первый - сделать для него правильный датчик.

датчик будем делать на компараторе, по схеме умки:

все банально - идем в магазин радиодеталек, покупаем печатную плату (желательно толстую), компаратор lm211d, 4 смд резистора на 1ком, и один на 47ком, еще понадобится смд светодиод, его можно купить или отпаять откуда-нибудь, например с ленты, сойдет любой цвет, на работу влиять не будет:D

Также придется нарыть где-то оптопару, их также можно отпаять со старой шариковой мыши, или купить специальные щелевые(ktir0611s) или на отражение(TCRT5000 - только для него печатка и расположение совсем другое). я пошел другим путем - купил фототранзистор хз с каким обозачением в том же магазине где брал те детальки, а ик диод снял со сломанного пульта от двд. хотя у меня и была пара на старом датчике, я решил не трогать их(и правильно сделал).

вот все элементы:

Двигаемся дальше. узнаем каких размеров у нас детальки(размеры смд можно найти в гугле), чтобы начертить печатную схему для них. с помощью программы(я пользуюсь Sprint layout 6) делаем схему нашего будущего датчика, ориентируясь по схеме. на схеме для ик диода использован еще стабилизатор, но он нам не нужен, диод подключаем напрямую к питанию через резистор 1ком. Это упростит схему и габариты нашего датчика. размеры датчика - 20*32.

при разработке учитывайте все параметры своих деталек - они должны соответствовать вашей печатной плате, у фототранзистора и ик диода есть ПОЛЯРНОСТИ! так как я не знал что за у меня вообще фототранзистор, я решил его проверить мультиметром.

выставляем милливольты, подключаем концы к ножкам, наводим свет на транзистор и смотрим на показания.

если показания начинаются со знака "-", значит мы подключили минусовой провод на плюсовую ножку. и так мы определили полярность(хотя как я позже узнал, она вроде как и не важна). определить какая сторона транзистора передняя тоже не оказалось проблемой - навел свет - показания росли, а с другой стороны не так заметно.

исходя из этого проверяем все, и распечатываем нашу схему сначала на обычной бумаге, для проверки. ВНИМАНИЕ! учтите зеркальность рисунка! иначе придется делать все заново!

Накладываем детальки, смотрим, все ли совпадает по ножкам. далее распечатываем схему уже на глянцевой бумаге. внимание - принтер обязательно нужен лазерный, с тонером! иначе ничего не получится! при распечатке нужно следить за бумагой, принтер может не принять его, и возможно ролики будут просто скользить по ней, и рисунок будет искаженным. чтобы этого избежать, помогаем принтеру - придерживаем бумагу когда он его забирает, и когда отдает(если конечно печатаете дома, своим принтером:D) распечатайте сразу несколько копий на весь лист, так как тонер может плохо прижариться к глянцевой бумаге, и чтоб можно было выбрать самые хорошо распечатанные экземпляры и вырезать их.

Далее берем плату, зачищаем его ацетоном. необходимо чтобы плоскость была чистой и гладкой, иначе весь лут пойдет коту под хвост. накладываем рисунки на плату, лучше сразу несколько, т.к. какой-то из них может плохо прижариться. берем утюг, выкручиваем его на полную мощность и ждем пока разогреется. после всего решаемся со всем этим и наставляем утюг на нашу будущую платку(лучше через бумагу, чтоб потом пзды за испорченный утюг не словить). гладим сильно прижимая, лучше всего кончиком утюга хорошенько прижаривать рисунок, когда она уже неподвижна, разглаживаем рисунок с усилием.

выключаем утюг, берем платы чем нибудь, чтоб не обжечься и несем их промывать. лучше это делать перед остыванием, т.к. бумага начинает пузыриться и на этих местах возможно отдирать горячий тонер с платы. замачивать лучше прохладной водой. вскоре бумага станет влажной и ее нужно растирать пальцем, так, чтобы бумага скатывалась, и остался только тонер.

смотрим чтоб не оставалось лишней прилипшей бумаги, удаляем иглой или острой зубочисткой. там где плохо налип тонер - закрашиваем перманентным маркером, и лишнее стираем зубочисткой, намоченной ацетоном или растворителем.

и так плата готова для вытравливания, готовим раствор(у меня - хлорное железо, другие доступные рецепты подскажет гугл)

наливаем горячей воды в посудку (лучше с широким дном, например от тортика(покупаем торт, торт съедаем а крышку оставляем для раствора)) и растворяем в ней хлорное железо. бросаем плату на вытравливание, периодически помешиваем раствор и плату. вытравливание длится примерно 20 минут. после вытравки вытаскиваем плату и отмываем ее.

тонер уже можно снять, например мелкозернистой наждачкой с небольшим усилием.

далее лудим платку, чтобы дорожки хорошо лудились можно использовать глицерин или паяльную кислоту, но у меня и так все залудилось. чтобы дорожки залудились ровным слоем, используем канифоль чтобы припой равномерно распределился по дорожкам.

канифоль можно смыть ацетоном или растворителем(нужно жестко счищать, иначе плата будет липкой).

теперь нужно рассверлить отверстия для ик диода и фототранзистора. в виду отсутствия мелких сверел, я взял скрепку и расточил его конец так:

Теперь можно приступать к пайке элементов. внимательно смотрите что и куда напаиваете, ориентируйтесь по схеме, хотя эта схема простая как хлебушек. Как напаяли детали, смываем лишнюю канифоль с платы, если осталась.

датчик почти готов, его можно проверить, пустив ток от 5 до 14в. если все работает - будет светиться индикационный светодиод на плате. если нет - либо полярность где-то неправильная, либо ваш косяк. у меня все работает, фоткать не стал.

напаиваем провода,

берем кусок платы для ответки, чтобы закрыть наш датчик. чтобы был зазор сразу прикручиваем на плату винты и гайки, ответная часть будет упираться на гайки. закручиваем, берем клеевой пистолет и заливаем все это дело горячим клеем, ик диод тоже залил клеем чтобы она держалась неподвижно и не отвалилась от вибрации.

разъем взял с датчика холла, запаял к нему провода.

Вроде как все разжевал, если есть вопросы - задавайте.

з.ы. данный датчик сгорел по моей глупости, в момент его тестирования на мото., так как я перепутал местами плюс и минус когда запаивал к фишке. когда осознал это, было уже поздно. скоро придет новый компаратор, и я заменю его.

В данной статье будут рассмотрены методы передачи данных по проводам питания устройств. Особое внимание уделено проблемам, которые необходимо решить разработчику подобных устройств связи. Приведены примеры реализации приемной и передающей части для линий связи по силовым проводам постоянного тока, а также реализация канала связи по силовым проводам переменного тока 220 Вольт с частотой 50 Герц. Описаны типовые алгоритмы работы управляющего микроконтроллера.

Немного истории

Идея передачи сигналов управления по проводам питания не нова. Еще в 30-х годах прошлого столетия проводились смелые эксперименты по передаче таких сигналов по проводам силовой сети города. Полученные результаты были не очень впечатляющими, но не стоит забывать о том, что в те времена царствовала ламповая техника и элементная база была не столь разнообразна. Ко всем проблемам технического толка добавлялись и организационные: не было единого стандарта - каждый разработчик делал всё под себя: использовались разные частоты и модуляции. Всё это сдерживало развитие данной отрасли связи.

Принцип работы передающих и приемных устройств

Принцип работы таких устройств заключается в передаче высокочастотных сигналов по проводам питания постоянного или переменного тока. В силовых линях переменного тока чаще всего передача сигналов осуществляется в момент перехода переменного тока через ноль, т.е., когда силовое напряжение отсутствует или минимально. Дело в том, что и уровень помех в этот момент минимально. При этом полезный нам сигнал передается как бы между серией помех.

Передача высокочастотного сигнала по сети переменного тока

Для переноса высокочастотного сигнала в силовую сеть чаще всего используется трансформатор. Приемная часть обычно состоит из трансформатора связи и контура, на котором выделяются необходимые высокочастотные сигналы.

Метод переноса высокочастотных сигналов в сеть переменного тока

В силовых цепях постоянного тока используют подобный метод передачи высокочастотных сигналов, но принцип формирования такого сигнала иной: мощный ключ (транзистор) своим переходом кратковременно шунтирует сеть. Происходит небольшое уменьшение напряжение в сети (Рис. 3).

Метод формирования высокочастотных сигналов в сетях постоянного тока

На приемной стороне установлен чувствительный детектор, на котором выделяются эти просадки напряжение в линии. Далее эти сигналы поступают на вход усилителя с функцией АРУ, после чего полученные сигналы передаются в блок логики, который может быть выполнен как на микросхемах малой интеграции, так и на универсальном микроконтроллере или специализированной микросхеме, имеющей в своём составе все вышеперечисленные узлы. В последнее время микроконтроллеры всё чаще используются для таких задач благодаря низкой цене и большим возможностям. Тем более, использование программируемых устройств позволяет изменять назначение таких устройств, загрузив в них новую программу - это значительно проще и дешевле, чем изготовить новое электронное устройство с десятком микросхем…

Блок-схема современного PLC-модема


Достоинства и недостатки данного типа связи

Достоинством данного типа связи является совместное использование уже имеющейся проводной линии силовой сети. Т.е., не требуется производить монтаж линии связи, да и розетка есть практически в любой комнате.

К минусам относится как техническая сложность устройства, так и невысокая скорость при передаче данных на расстояния больше, чем 100-300 метров.

Также не стоит забывать, что данный канал связи можно организовать только между теми устройствами, которые подключены к одной фазе сети и только в пределах одной трансформаторной подстанции - высокочастотные сигналы не могут пройти через обмотки трансформатора электрической подстанции.

В принципе, последнее ограничение частично снимается использованием пассивных или активных ретрансляторов высокочастотных сигналов. Их используют как для передачи сигналов на другую фазу, так и для передачи сигналов в линию другого трансформатора.

Технические сложности реализации канала связи

Организация надежного канала связи по силовой сети - задача нетривиальная. Дело в том, что параметры сети непостоянны, они меняются в зависимости от времени суток: изменяется количество подключенных к сети устройств, их тип и мощность. Еще одной из негативных особенностей электрических сетей стран бывшего СССР является «гегемония» - мощные трансформаторные подстанции, которые питают целые кварталы! Соответственно, на одну фазу трансформатора подключены сотни абонентов, в квартире каждого из них имеется большое количество всевозможных устройств. Это как устройства с трансформаторными блоками питания, так и устройства с импульсными блоками питания. Последние зачастую выполнены с нарушениями в плане электромагнитных излучений - помех, что создает весьма высокий уровень помех в силовой сети здания и города в частности.

Во многих странах для питания зданий используются компактные трансформаторные устройства. Один такой трансформатор питает от 3 до 7 квартир или домов. Следовательно, качество электроэнергии, поступающей к абонентам, значительно выше, чем в наших электрических сетях. Также и сопротивление между фазным проводом и нулем выше. Все эти факторы позволяют иметь лучшие условия для передачи данных по квартире или зданию, чем имеем мы в наших условиях.

Большое количество подключенных в сеть устройств приводит к низкому сопротивлению между фазным проводом и нулем, оно может составлять 1-3 ома, а иногда и еще меньше. Согласитесь, что «раскачать» такую низкоомную нагрузку весьма сложно. Ко всему, не забывайте, что сети весьма значительны по площади, следовательно, имеют большую емкость и индуктивность. Все эти факторы определяют сам принцип построения такого канала связи: мощный выход передатчика и высокая чувствительность приемника. Поэтому используются сигналы высокой частоты: сеть имеет большее сопротивление для высоких частот.

Не меньшей проблемой является плохое состояние силовых сетей, как в целом, так и внутри строений. Последние часто выполнены с нарушениями, так же нарушается даже минимальное требование: магистраль выполняется более толстым проводом, чем отходящие питающие линии в комнаты. Электрикам известен такой параметр, как «сопротивление петли фаза-ноль». Его смысл сводится к простой зависимости: чем ближе к электрической подстанции, тем толще должны быть провода, т.е., сечение проводников должно быть больше.

Если сечение проводов выбрано неверно, прокладка магистральной линии выполнена «как получилось», то сопротивление линии гасит высокочастотные сигналы. Исправить ситуацию можно или улучшив чувствительность приемника, или увеличив мощность передатчика. И первое, и второе проблематично. Во-первых, в линии связи присутствуют помехи, поэтому увеличение чувствительности приемника до уровня помех не даст увеличения достоверности приема сигналов. Увеличение мощности передатчика может создавать помехи другим устройствам, поэтому также это не является панацеей.

Распространенные стандарты. Стандарт Х10

Наиболее известным из стандартов передачи команд по силовой сети является Х10. Данный стандарт был разработан очень давно, в 1975 году шотландской компанией «Pico Electronics». Данные передаются с помощью пачки импульсов частотой 120 кГц и длительностью 1мс. Они синхронизированы с моментом перехода переменного тока через нулевое значение. За один переход через нуль передаётся один бит информации. Приёмник ожидает такой сигнал в течение 200 мкс. Наличие импульса вспышки в окне означает логическую «единицу», отсутствие - логический «ноль». Биты передаются дважды: первый раз в прямом виде, второй раз инвертировано. Обычно модули выполняются как отдельные устройства, но сейчас всё чаще выполняются не на основе разных компонентов, а с использованием микроконтроллера. Это уменьшает размер приемника, что позволяет встроить «умную начинку» даже в патрон электрической лампы или дверной звонок.

Как говорилось ранее, высокочастотный сигнал не может распространяться дальше трансформаторной подстанции и фазы. Поэтому для получения связи на другой фазе используют так называемые активные ретрансляторы. Но необходимо учитывать, что приемник слушает сигнал только в определенные моменты времени. Поэтому используют или «умные» приемники, с измененными параметрами

У данного стандарта связи есть как плюсы, так и минусы. Во-первых, он разработал очень давно, тогда не было микроконтроллеров, и вся схемотехника была аналоговой, с использованием многочисленных компонентов. Поэтому и протокол связи очень низкоскоростной: за один период сети передается не более одного бита. Дело в том, что бит передается дважды: в первом полупериоде он передается в прямом виде, а во втором полупериоде - инверсно. Во-вторых, некоторые команды передаются группами. Это еще больше увеличивает время обмена данными.

Также значительным недостатком этого протокола является отсутствие подтверждения приема команды устройством. Т.е., послав команду, мы не можем быть уверены в гарантированной его доставке получателю. Это также не способствует распространению данного стандарта.

Собственный опыт. Изобретаем велосипед

Опробовав в реальных условиях многочисленные готовые устройства, позволяющие передать команды по силовой сети, я пришел к неутешительному выводу: в домашних условиях, с ограниченным бюджетом, не имея специализированных приборов и (чего скрывать-то?) знаний, изобрести что-то гениальное не получится. Но ничто и ничто не мешает сделать приятную поделку для себя, под свои конкретные условия. Под этим подразумевается и область применения такого изделия, расстояния, на которые необходимо передавать команды, а также функциональность такого устройства.

Выполним некоторые формальности в виде некого подобия технического задания для нашего проекта:

  • устройство должно передавать данные по проводам силовой сети;
  • данные должны передаваться в «паузах» тока, т.е., когда напряжение в сети минимально;
  • надежность канала связи обеспечивается как аппаратно (оптимальным уровнем сигнала в точке приема), так и программно (данные передаются с контрольной суммой для обнаружения повреждения принятых данных, команды передаются несколько раз, факт получения команды приемным устройством подтверждается посылкой соответствующего сигнала обратно к главному устройству);
  • упростим до необходимого уровня как протоколы обмена данными между устройствами в сети, так и тип модуляции. Будем считать, что один бит данных передается 1 миллисекунду. Единица будет передаваться в виде пачки импульсов этой длительности, а ноль - её отсутствием;
  • в сети все устройства слушают сигналы, но выполняет полученную команду только то устройство, которому адресована такая команда. Т.е., у каждого из устройств есть свой индивидуальный адрес - номер.

Сама схемотехника исполнительной части таких устройств может быть разной. Нас интересует схема приемной и передающей части.

На рисунке показана схема реального устройства, передающего команды по силовой сети. Исполнительная часть устройства управляет яркостью свечения лампы, т.е., является диммером.

Рассмотрим схему подробнее. Трансформатор Т1 и диодный мост D1-D4 обеспечивают питание устройства. Узел R8\R11, диоде D6 и транзистор Q1 обеспечивают форматирование сигнала, указывающего на минимальное напряжение в силовой сети (частота 100 гц). Кнопки S1-S3 используются для местного управления работой диммера: изменяют яркость свечения лампы, позволяют сохранить по умолчанию этот параметр, а также время нарастания и угасания лампы. Светодиод LED отображает режимы работы диммера и факт прима сигналов. Остальные светодиоды отображают яркость свечения лампы и время изменения яркости.

Резисторы R11 и R12 образуют делитель напряжения и используются для задания «чувствительности» приёмной части устройства. Изменяя соотношения сопротивления этих резисторов можно влиять на реакцию устройства как на помехи, так и на полезный сигнал.

Трансформатор связи Т2 используется для гальванической развязки приёмной и передающей частей устройства, а также передаёт высокочастотные сигналы в силовую сеть здания.

Передающая часть выполнена на транзисторе Q2 и одной из обмоток трансформатора Т2. Обратите внимание на стабилитрон D5 - именно он защищает переход транзистора от пробоя при кратковременных высоковольтных помехах в сети.

Приёмная часть несколько сложнее: одна из обмоток трансформатора Т2 вместе с параллельным колебательным контуром L1\C2 образуют сложную схему приёмного тракта. Диоды D8 и D9 защищают от предельного значения напряжения вход микроконтроллера. Благодаря этим диодам напряжение не может превысить значение питающего напряжения (в нашем случае 5 Вольт) и не может стать отрицательным ниже минус 0.3-0.5 Вольт.

Процесс приёма сигналов производиться следующим образом. Опрос кнопок и работа с индикацией каких-либо особенностей не имеют. Поэтому их работу описывать не стану.

Подпрограмма приёма ожидает сигнала перехода тока через ноль. По наступлению этого события запускается процедура опроса аналогового компаратора, которая длится около 250 микросекунд. Если никаких сигналов получено не было, то подпрограмма начинает свою работу с самого начала.

При получении любого сигнала (компаратор выдал на своём выходе логическую единицу) запускается процедура анализа полученного сигнала: в течение определенного времени производится опрос компаратора на наличие длинного сигнала. Если принятый сигнал имеет необходимую длительность, то принятый сигнал признается достоверным. После этого запускается процедура приёма необходимого количества бит данных, переданных удаленным устройством.

Получив все данные, производится их анализ на факт совпадения с принятой в этой же посылке контрольной суммой. Если данные приняты достоверно, то команда признаётся достоверной и выполняется. В ином случае принятые данные игнорируются, и программа выполняется заново.

Процесс передачи сигналов в сеть также полностью выполняется микроконтроллером. При необходимости передачи данных подпрограмма ожидает стартовое условие: получение сигнала перехода тока через ноль. Получив этот сигнал, выдерживается пауза в 80-100 микросекунд, после чего в силовую сеть передается пачка импульсов необходимой частоты и длительности. Высокочастотные сигналы практически без потерь проходят через небольшую ёмкость высоковольтного конденсатора С1 в сеть. Пачки необходимой частоты формируются с использованием аппаратного ШИМ-генератора, имеющегося в данном микроконтроллере. Как показали эксперименты, наиболее оптимальной частота передачи сигналов лежит в пределах 90-120 Кгц. Эти частоты разрешены к использованию без необходимости регистрации в соответствующих органах надзора как в России, так и Европе. (Стандарт CENELEC)

А теперь ответ на самый часто получаемый вопрос: какова дальность связи между такими устройствами? Ответ прост: на дальность связи влияет множество факторов: качество силовых линий, наличие «скруток» и монтажных коробок, тип нагрузки и её мощность …

Из практики: в небольшом городе, на силовой линии, питающей 30-50 частных домов, утром и днём (когда электрическими приборами пользуются меньше) дальность связи значительно выше, чем в крупном городе с сотней квартир на одной фазе.

Отвечу и на второй распространенный вопрос: как увеличить дальность связи? Для этого можно увеличить мощность передаваемого в силовую сеть сигнала, а также улучшить приёмную часть устройства.

Усилитель мощности можно выполнить на распространенной микросхеме TDA2030 или TDA2003 (хотя заявленные производителем параметры иные, но они неплохо работают).

Приёмная часть более сложна к доработке:

  • добавить входной усилитель и АРУ;
  • добавить узкополосные фильтры на входе устройства. Самое простое решение таково: последовательный контур, настроенный на необходимую частоту.

Очень я устал от регулировки контактного зажигания на яве, очень я устал от постоянно живущего своей жизнью настроения мотора. То троит, то чихает то обороты набирает тупо. Что самое интересное, в 18 лет мне было на это плевать, главное чтобы завелась, остальное детали, накрутил ручку и полетел. Теперь езжу более спокойно и размеренно, плюс мотор на обкатке, столько сил и денег вложено в ремонт мотора, хочется от него красивой и чистой работы, а ее нет, уже десяток раз регулировал зажигание с микрометром, но толку от этого мало. Решил оборудовать мотоцикл бесконтактной системой зажигания с датчиком хола. Закупи все необходимое, установил на мотоцикл.
Заводится, но больше 1000 оборотов не набирает. Много я искал в интернете причины такого поведения, много думал сам и пробовал разное.
В общем на какое-то время отошел от этой затеи, и ездил на обычном кулачковом зажигании тихонько матерясь про себя. В итоге пробороздив весь интернет нашел возможные причины моей неисправности. Ими могли быть:

  • Использование двух 6 вольтовых штатных катушек зажигания соединенных последовательно. Вообще положено ставить двух искровую катушку от оки или газели. (Хотя в одном из источников я читал, что допускается использование и стандартных катушек.)
  • Неправильная форма самодельного модулятора. Я его сделал в форме прямой пластины. (Как выяснилась это и была основная проблема, так как пластина была слишком узкой. А вообще в идеале модулятор должен быть в форме бабочки.)
  • Использование датчика хола непосредственно вблизи генератора генераторе. По этому поводу могу сказать, что в принципе это работает, но все равно не есть гуд, так как датчик хола, это датчик фиксирующий изменения магнитного поля, и располагать его вблизи пос тонного магнита это маразм. Все равно что измерять температуру воздуха на открытом солнце. Рано или поздно с датчиком хола начнутся какие нибудь проблемы.

В принципе я мог бы устранить все недоработки, и использовать обычную вазовскую БСЗ (Бесконтактная Система Зажигания).
Но в процессе поиска инфы по теме в интернете наткнулся на статьи про ФУОЗ (Формирователь Угла Опережения Зажигания), это электронное устройство, которое измеряет обороты двигателя и в соответствии с их величиной устанавливает наиболее оптимальную задержку искрооброзования. Такой подход позволяет обеспечить лучшее сгорание топлива в цилиндрах, и как следствие повышение мощности мотора, улучшение тяги, экономию топлива, резвый набор оборотов. В общем целую пачку ништяков по сравнению с опережением зажигания фиксированной величины.
Что тут скажешь, загорелся я этой идеей. На Яваклубе огромное количество информации как это сделать самому, полный мануал и все необходимое, хотя человеку несведущему в электронике не легко будет там разобраться, но приложив определенное количество усилий в принципе можно, уж очень там все подробно. И я бы смог наверное, да вот беда. Все мои попытку уперлись тупо в невозможность найти подходящие детали.
Но не беда, оказалось есть люди которые делают разные варианты ФУОЗ под заказ и продают через интернет.
На вскидку есть пару мест где продают ФУОЗ саруман в разном исполнении. Как я понял ФУОЗ саруман спроектировал один человек а изотавливают его и продают другие.
Вот например:

  • Лично я брал тут https://vk.com/fuoz_saruman
  • Есть еще БСЗ Trabant Почитать про него можно а от заказать только связавшись с автором по E-mail [email protected]

В общем я решил, что даже если изготовление самому обойдется дешевле чем купить готовое, то возни и работы в этом направлении несоизмеримо больше.
Выбор мой пал на https://vk.com/fuoz_saruman потому, что там все красиво оформлено, много фотографий продукции. много отзывов клиентов, столько подделать невозможно, много сопутствующей информации и самое важное продается полный комплект для установки с оптическим датчиком а не только ФУОЗ. Сделал заказа, оплатил. Через две недели продавец отправил заказ по почте и дак международный код отправления по которому можно отслеживать его местоположение в интернете на http://gdeposylka.ru/ и https://moyaposylka.ru/ . Что я и делал 39 дней. Да не ожидал я что доставить посылку из Украины в Беларусь это такой гемор.

И вот она наконец пришла, радости моей не было предела. Не говоря же о том что я в принципе люблю получать всякие почтовые отправления, эта посылка была для меня самой долгожданной.

Внутри был полный комплект заказанного оборудования инструкция и даже гарантийный талон.

В тот же день приступил к установке на мотоцикл. Потратил пару часов времени, но сделал все аккуратно, все провода пропустил через магистральные проводы, все соединения и разъёмы подпаяны и изолированы термоусадочным кембриком. Еще купил в магазине катушку зажигания от оки.

Купил четырех позиционный переключатель для света в автомобиле для переключения режимов ФУОЗ. Правда внутренности переключателя пришлось перепаивать под свои нужды. Закрепил я его правда на скорую руку, уж больно интересно было испытать аппарат.

Установил площадку с оптическим датчиком и модулятор на генератор. Пришлось правда немного поработать надфилем потому, как один прорез на площадке немного перекрывал отверстие крепежного болта на генераторе, в следствии чего закрепить вторым болтом площадку на генераторе никак не удавалось. причем погрешнасть была не мала, снять пришлось примерно по всей длине полукруглого выреза. 0.5мм. Ну да это мелочи.

Поскольку Ява у меня 6 вольтова переоборудованная на 12, то под крышкой картера места места под генератор и так маловато, раньше его недостаток восполняла прокладка из резины толщиной 5мм. Под оптический датчик и модулятор этого оказалось мало. пришлось расширять просторы. Хорошо что у меня есть пара моторов на запчасти, взял от одного из них самую покоцанную правую крышку картера да и отполовинил от нее недостающее мне пространство. Потом при помощи клёпочника и алюминиевых пластинок приклепал ее к своей крышке и получил недостающий простор. Пришлось правда заменить болты крепления крышки более длинными. Установив крышку на место, понял, что не все так просто. Тормозная лапка теперь не становится на место. Тоже не беда, сгонял по быстрому на работу и подогревая автогеном выгнул лапку так, как надо, чтобы она ничего не цепляла. Хром конечно же потемнел и потрескался. Но пожертвовать наружным блеском ради технического усовершенствования устройства вполне приемлимо.

Ура все готово, мотоцикл полностью собран и готов к испытаниям. Заполнил карбюратор бензином, вставил ключ в зажигание, нажимаю на кикстартер мотоцикл заводится с первого раза. Я в экстазе, потрясен до глубины души. Делаю короткую перегазовку и мотор глохнет. Да ладно думаю, с кем не бывает наверное топливо не поступает. Подкачал еще раз карбюратор опять завожу с пол пинка. Аааа красота никогда так хорошо не заводилась. И тут она снова глохнет.
Снял шланг с топливного крана, топливо бежит веселой струйкой, снял карбюратор, почистил перебрал. Надо сказать на дне отстойника было немного воды с мелкозернистой пылью, подумал причина в этом. Все собрал, завожу мотоцикл, картина та же самая, работает секунд 10 — 15 потом глохнет, на холостых работает чуть дольше при повышении оборотов глохнет быстрее. Заметил, что подкачивать топливо не обязательно, чтобы вновь завести мотоцикл достаточно просто выключить и включить зажигание, причем если успеть это сделать пока мотор не перестал крутится то после преревключения зажигания продолжает работать. Если уже заглох, то подкачивай не подкачивай, не заводится пока не выключишь зажигание. Ну дело ясное, виновата электроника. Связался с поставщиком зажигания объяснил ситуацию. Он сотправил меня в

ФУОЗ Саруман - это формирователь угла опережения зажигания. Зажигание устанавливается на мотоциклы Урал, Днепр, К750, М72, Иж, Ява, Чезет, ТМЗ. Позволяет автоматически изменять угол опережения, в зависимости от количества оборотов, но обо всём по порядку. Система зажигания- служит, для подачи электрической искры, воспламеняющей топливо воздушную смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания, в нужный момент. На наших мотоциклах установлены контактная и БСЗ (бесконтактная система зажигания). БСЗ делится на обычное электронное зажигание, с неизменяемым углом зажигания и МПСЗ (микропроцессорная система зажигания), с автоматически изменяемым углом зажигания, к части этой системы, относится ФУОЗ Саруман.

Можно сказать, что время контактной системы (см. рисунок слева) практически ушло, но к сожалению, ещё много мотоциклов остаются с такой системой, не позволяющей мотоциклу получить максимальную мощность мотора, быстро разогнаться и сэкономить топливо или вообще завестись. Контактная система зажигания имеет высокую нестабильность в работе, даже новая, она имеет зазоры и люфты, которые не могут обеспечить правильность подачи искры, ваш мотоцикл отказывается нормально работать. Для достижения мотоциклом высоких скоростей и для работы мотора на высоких оборотах, контактное зажигание полностью не подходит. В данной системе быстро подгорают контакты, прерывающие напряжение, что понижает его передачу на катушку, а следовательно, искра получается слабой, топливовоздушная смесь сгорает неэффективно. Итог: мотор работает с перебоями, ваш мотоцикл плохо разгоняется, расходуя большое количество топлива или вообще не заводится.

Обычная электронная система зажигания, лишена многих недостатков, контактного зажигания, но не имеет УОЗ (угла опережения зажигания), а значит полностью неэффективна на высоких оборотах мотора, не позволяет быстро разогнать мотоцикл и достичь максимальной скорости, ограничивая её.

При работе двигателя, топливовоздушная смесь засасывается, сжимается, поджигается, горит, толкая поршень обратно. Самое большое давление в цилиндре должно быть тогда, когда поршень проходит ВМТ (верхняя мертвая точка), только так достигается самый большой КПД. Если бы топливовоздушная смесь поджигалась в верхней мертвой точке, она не успевала прогореть. Чтобы вовремя, происходил, поджег топливо воздушной смеси, зажигание должно выдавать искру с опережением. Благодаря опережению, горение как раз, успевает равномерно распространится, по всей камере сгорания к моменту подхода поршня к ВМТ, и он под давлением идёт обратно. Угол опережения зажигания- очень важный параметр, который очень существенно влияет на правильность работы мотора.

Зажигание Саруман или МПСЗ Саруман, тут есть небольшая путаница в названиях, это совокупность формирователя угла опережения Саруман и коммутатора (или похожего устройства на коммутатор или упрощённого, например, на нескольких транзисторах). ФУОЗ Саруман, это только один формирователь опережения, но часто ФУОЗ Саруман называют всю систему зажигания Саруман в целом.

ФУОЗ Саруман позволяет автоматически изменять угол опережения, в зависимости от количества оборотов двигателя. Считывание оборотов происходит с распредвала четырёхтактных и с коленвала двухтактных мотоциклов. Для этого служит датчик холла или оптический датчик. Далее, в микроконтроллере зажигания, происходит сопоставление количество считанных оборотов с нужным опережением искры, для этих оборотов. Блок зажигание (коммутатор+фуоз саруман) подаёт импульс на катушку зажигания, которая выдаёт искру с нужным опережением.

В зажигание записано сразу 3 графика УОЗ (угла опережения зажигания), их можно менять, на ходу, переключателем на блоке зажигания. 3 графика УОЗ помогают подобрать оптимальный режим работы, вашего мотоцикла. Например, для зажигания мотоцикла Урал, это «Тяговый» график УОЗ (см. нижний рисунок слева), рассчитанный для мотоцикла с коляской, для обеспечения тягового усилия. График УОЗ для «Динамичной езды», он является копией графика, заложенного в зажигание Уктус 2. Данный график имеет свои особенности, резкий подъём опережения до 2000 оборотов/минуту, сменяется, постоянным опережением до 3000 об/мин., далее снова резким подъёмом опережения. Данный график УОЗ мотоцикла Урал, подходит, больше всего, для путешествий по шоссе, но всё же не так быстро разгоняет мотоцикл, как следующий график УОЗ «Спорт». График УОЗ «Спорт» (см. нижний рисунок справа) имеет самый высокий подъём опережения, что позволяет, за самое короткое время, набрать требуемую скорость мотоциклу. Графики УОЗ для других мотоциклов, обладают схожими свойствами, но имеют разные кривые. Их можно увидеть по ссылке



Описание регулировки зажигания и другие графики УОЗ, можно увидеть на

Считывать обороты, как описано выше, могут датчик Холла (ДХ) (см. нижний рисунок слева) или Оптический датчик (см. нижний рисунок справа). Принцип работы датчика холла основан на эффекте Холла. Он основан на проводимости полупроводника в магнитном потоке. Оптического датчика- на прерывание инфракрасного луча внутри оптопары.

Последний, превосходит по своим показателям ДХ. На работу оптического датчика не влияют электрические помехи, которые есть в борт сети мотоцикла. Для двухтактных мотоциклов, особенно актуально негативное влияние магнитного поля генератора, из-за особенности установки самого датчика и модулятора (шторки), на него, оптический датчик избавлен от этого недостатка. Он не подвержен броскам напряжения, которые могут вывести из строя ДХ. Оптический датчик считывает обороты с большей точностью, что позволяет достичь максимальной эффективности работы мотора и вашего разгона на мотоцикле. Датчик холла тоже эффективно работает с ФУОЗ Саруман, и не значит, что он обязательно сгорит при броске напряжения, например, вызванное генератором или реле регулятором. Выбор остаётся за покупателем.

В зажигании, так же, записано 2 функции на выбор, включается тумблером, на блоке зажигания: ДВИГАТЕЛЬ-СТОП - при включении функции, двигатель глохнет, когда функция отключена двигатель работает; ПРОГРЕВ СВЕЧЕЙ - когда двигатель заглушен (нет сигнала с датчика) и включена данная функция, микроконтроллер непрерывно даёт искру с частотой, примерно, соответствующей 1500 об/мин, если двигатель запущен эта функция не работает; ЗАЩИТА 1500 или 2000 ОБ/МИН - в этом режиме двигатель может работать только на низких оборотах, при превышении некоторого числа оборотов (1500 или 2000 об/мин) коленвала, двигатель отключается, индикаторный светодиод при этом постоянно горит, после срабатывания защиты, вновь запустить двигатель, можно только выключив и включив зажигание; ОГРАНИЧЕНИЕ ОБОРОТОВ 3000 или 3500 или 4000 или 5000 или 6000 ОБ/МИН - при включении данной функции, микроконтроллер ограничивает обороты двигателя, на соответствующей частоте, причем двигатель не глохнет, а за счет пропуска искры перестает набирать обороты. Эта функция может использоваться при обкатке.

Преимущества ФУОЗ Саруман: это очень ровная работа двигателя, сразу заметно на холостых оборотах. Лёгкий запуск двигателя мотоцикла. Нет обратных ударов, при пуске или очень слабые. Мощная искра. Минимум обслуживания. ФУОЗ Саруман обеспечивает полноценное сгорание топлива, что даёт: Повышение крутящего момента во всем диапазоне оборотов. Уменьшение расхода топлива. Улучшаются плавность хода и динамические показатели. Вы получаете быстрый разгон вашего мотоцикла и навсегда забудете про контактное зажигание.

С установкой ФУОЗ Саруман не возникнет проблем. К зажиганию прилагается инструкция, по его установке и эксплуатации. Оригинальное зажигание Саруман, упаковано только в фирменную чёрно/зелёную коробку, которая сохранит его при транспортировке, и имеет надпись на коробке, белыми буквами «Микропроцессорное зажигание Саруман». Опасайтесь подделок! Оригинальное зажигание продаётся только на этом сайте.

Обо всем подробнее читайте в статье.

Итак, про ФУОЗ уже много статей написано, я расскажу вкратце.
ФУОЗ - Формирователь угла опережения зажигания. Он нужен для правильной работы двигателя (особенно 4х тактных двигателей).
Угол опережения зажигания - очень важный параметр, который очень существенно влияет на правильность работы мотора. Он в первую очередь зависит от оборотов двигателя: чем больше обороты тем больше должен быть угол опережения зажигания, потому что для максимальной мощности смесь нужно зажечь раньше.
ФУОЗ - автоматический регулятор угла опережения зажигания. Он подключается в разрыв сигнального провода датчика холла или оптического датчика. При этом начальный угол опережения зажигания для двухтактных двигателей должен составлять 0.7-1 мм до ВМТ.
Для четырех тактных (УРАЛ/ДНЕПР) необходимо выставлять 1мм до ВМТ.
Я изготавливаю известный с 2002 года фуоз Сарумана , сам создатель был тоже родом из Рязани как и я, но он никогда не продавал готовые блоки, он лишь создал его.

Как подключить и настроить зажигание (бсз) с фуоз Сарумана

Если у вас уже стоит БСЗ с датчиком холла или оптикой (оптический датчик), то установить фуоз дело 15-20 минут.
1. Необходимо подключить фуоз, у каждого производителя свои обозначения подключения

На фото (слева) видно обозначения «+», «-», «in», «out»
«+» это плюс питания
«-» минус питания
«in» сигнальный провод от датчика холла или оптики
«out» выход на коммутатор (6 вывод коммутатора)
В верхней части платы есть обозначения «g3», «g2», «f2», «f1»
«f1» функция первая
«f2» функция вторая
«g2» график опережения №2
«g3» график опережения №3
Что бы включить нужную функцию или график нужно замкнуть контакт на минус, что бы отключить нужно разомкнуть контакт.

Схема подключения бсз с фуоз Сарумана для наглядности

Фуоз изготавливается полностью на заводе (платы и впаиваются детали)

Настройка бсз с фуоз Сарумана

Выкручиваем свечу, находим ВМТ и возвращаем на 1 мм назад, это легко сделать штангенциркулем

Теперь важный момент!!!

Для фуоза подходят модуляторы двух видов- лепестки 60 градусов и лепестки 120 градусов.
при лепестках 60 градусов искра будет как обычно на ВЫХОДЕ шторки из датчика.
При лепестках 120 градусов искра будет при ВХОДЕ модулятора в датчик.
Для легкой настройки на обратной стороне платы есть светодиод для настройки, так что настраивать очень просто.

Ну вроде всё, теперь немного не о фуозе, у меня так же есть оптические датчики с двойной индикацией для настройки (один светодиод горит когда модулятор в датчике, второй когда не в датчике)

Так же есть 2 в 1: фуоз и оптика (но фуоз уже другой):

И моя последняя разработка оптика не отражение:

Апдейт! В продаже появильсь: фуоз в корпусе, проводка, площадки, модуляторы и планшайбы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»