Где находится церковь святых флора и лавра. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Скорбященская церковь. 4 марта 2017 Московский храм во имя Флора и Лавра (в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость) на Зацепе, в Коломенской Ямской слободе (Московская епархия)

Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась "Флора и Лавра в Ямской слободе".

С года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен. По традиции храм продолжали называть Флоро-Лаврским.

В году церковь сгорела. 24 октября года священник Сергий Иванов с прихожанами получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре года была построена церковь с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла.

Современное церковное здание построили в году.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую духовную консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В году был разобран главный четверик храма, а в году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

В году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В году к храму добавлены западные пристройки.

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

В году был арестован настоятель храма и до середины года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви.

В году снесены верхние ярусы колокольни, измельченный красный кирпич колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К году создан проект восстановления колокольни и главки, но работы произведены не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.

В 2011–2016 годах в Москве отремонтировано и отреставрировано более 700 памятников культуры. Сегодня мы рассказываем об одном из них - церкви Флора и Лавра на Зацепе. Проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в прошлом году.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр - христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра - Лавер или Лавр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос - помилуй и спаси нас! - заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых - число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

Две с приделами - церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

Три именных - церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов - в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая - что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем - его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах - и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).


Фотогравюра церкви Флора и Лавра на Зацепе (в Ямской Коломенской слободе).
1882 год

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А - знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года - с июня 2015 по декабрь 2016 года.



Восстановление затронуло все элементы здания:

Фасад - обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;
- купол - воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;
- интерьер - в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);
- инженерные системы - организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация - 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. - № 7–8: июль - август / Д.И. Протопопов. - М. : Д.И. Преснов, 1885. - С. 289–291.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Т. 12: Война и мир. Т. 4. - М. : Художественная литература, 1940. - С. 47–48.
ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII-XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861-1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.







Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса . Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7-8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289-291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259-260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47-48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210-211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368-369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

05:38 pm - Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
м. Павелецкая, ул. Дубининская, 9/3, стр.1

На месте размещения данной церкви, с XVI в. находилась ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становились вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или "зацепление" возов для осмотра. Таким образом, и появилось название Зацепа.

1. Современный вид

Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г.

Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г по проекту К.С. Орденова. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
2. Церковь в 1882 г.

Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера.

В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили.

Около 1950 г. были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом.
3. Храм в 50-х годах XX в

4. 1979г

5. 1980г.

Храм занимала фабрика металлографических работ. Это вредное производство, использующее кислоты, много лет отравляло и воздух, и землю. Когда храм вернули верующим пришлось снять двухметровый слой земли внутри здания и засыпать чистым песком. Богослужения возобновлены 7 апреля 1991 г. Колокольня и глава купола полностью восстановлены.
6.

Престолы: главный - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", приделы - апостолов Петра и Павла и святых мучеников Флора и Лавра.

Использовались архивные фотографии с сайта

Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской области. В 1627 году здесь был монастырский двор, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная «клецки», стояла «без пения». В 1672 году на смену ей пришла новая деревянная церковь.

После секуляризации церковных земель село Игумново стало казенным.

Как сказано в «Ведомости о церкви Флоро-Лаврской Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново», «каменная церковь построена в 1800 году тщанием приходских людей». Местное предание свидетельствует, что главным жертвователем был помещик сельца Саймоново, что в шести верстах от Игумново.

Освящена церковь была лишь в 1823 году, после того как был «иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно».

«Здание каменное, - свидетельствует ведомость, - с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя св. мучеников Флора и Лавра; в приделе холодном же во имя святителя Саввы Сербского, который устроен в 1807 г. купцом С. Олимпиевым».

В клировой ведомости за 1831 год сказано, что «причта положено издавна священник, дьячок и пономарь».

Церковь была закрыта в 1939 году, церковное имущество конфисковано, все ценное вывезено в Серпухов. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения.

Благодаря стараниям тогдашнего настоятеля протоиерея Савелия Гаврилина сохранились особо почитаемые прихожанами большое деревянное распятие и ростовая икона архангела Михаила.

В 80-е годы XX века церковь была превращена в клуб.

С 1996 года в церкви были возобновлены богослуженияи. При церкви работают церковно-приходская школа и библиотека.

Престольный праздник села ежегодно отмечается 31 августа. Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей.

В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило молебен с водосвятием.

После обедни совершалась так называемая «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.

Традиция продолжается и сейчас. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель храма совершает освящение животных.

Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Игумново — единственный в России, где имеется придел святителяСаввы Сербского . По этой причине в храм часто приезжают как проживающие в России сербы, так и паломники из самой Сербии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»