Как узнать жилой дом или нежилой. К вопросу о том, какое дачное строение следует признавать жилым помещением

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения .

Текущая ситуация

На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " ").

Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ " " право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.

Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.

Мы задали вопрос посетителям сайта , готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:

29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае . Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.

Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться ", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой ".

22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.

18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации ". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое ".

17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире ", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой ".

10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".

На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ).

Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.

Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.

Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в и кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.

Требования к жилому помещению и порядок признания его жилым утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " " (далее – Положение).

Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям .

Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.

Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.

В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса ().

В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям , межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.

Подводные камни "дачной прописки"

Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.

Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.

Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ " ".

Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.

Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " ". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.

Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП " " в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП " ").

Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости , как это происходит сейчас.

Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения ( и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. ) .

Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.

В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил , которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.

Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.

Здравствуйте.

Порядок перевода указан в ст 23 ЖК РФ:

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
КонсультантПлюс: примечание.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5настоящей статьи документе.
9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральнымзаконом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Если кратко, то вам надо подать документы в местуню администрацию, они должны будут вам выдать справку, далее с ней идете и производите перерегистрацию.

В пункте 2 указаны документы, которые вы предоставляете.

Единственное, что с 01 января 2017 года в эту статью вносятся изменения, поэтому она действительна только до указанной даты.

За следующие объекты (Пункт 1 ст. 401 НК РФ):

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартиру, комнату);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Ранее к жилым домам были приравнены жилые строения на земельных участках, предоставленных (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. до 30.11.2016)):

  • для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства;
  • индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

В новой редакции почти ничего не изменилось. Просто к жилым домам приравняли также и дома, расположенные на вышеназванных земельных участках (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. с 30.11.2016)).

Зачем же понадобилось вводить в контекст этой нормы слово "дом"? За разъяснениями мы обратились к специалисту Минфина, и вот что он нам ответил.

Изменения в НК в отношении "домов нежилого назначения" и "садовых домов"

- Возможность возведения жилого строения на дачном участке прописана в Законе о садоводческих объединениях (Статья 19 Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Однако статус жилого строения не определен, не предусмотрен и кадастровый учет таких строений. При этом понятию "жилой дом" они, как правило, не отвечают.
В связи с этим подобные строения в регистрационных документах государственного кадастра именуются по-разному: "садовый дом", "нежилой дом", "дом нежилого назначения". Что влечет неравные условия при начислении налога на имущество граждан: иногда такие объекты облагаются как жилые дома, а иногда - как иные сооружения.
Для урегулирования данного вопроса и было внесено комментируемое изменение.

Таким образом, по мнению специалиста, если в регистрационных документах на дачу фигурирует слово "дом", то для целей исчисления налога на имущество она будет считаться жилым домом.

Аналогичная позиция была высказана и в Письме ФНС России, выпущенном еще до принятия этой поправки (Письмо ФНС России от 17.11.2016 N БС-4-21/21769@). В нем, кстати, названа еще одна причина, по которой в регистрационных документах мог появиться термин "нежилой дом". Граждане, регистрировавшие свои строения в порядке так называемой дачной амнистии, должны были заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества (Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447). В отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, указывалась характеристика "нежилой".

Для наглядности приведем пример заполнения (в части налога на имущество физических лиц).

Налоговый период (год)

Налоговая база (руб.) И-инвентаризационная стоимость К-кадастровая стоимость

Доля в праве

Налоговая ставка (%)

Количество месяцев владения в году/12

Коэффициент к налоговому периоду

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма исчисленного налога (руб.)

132515, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, Орехово-Зуевский р-н, Быково д., Заря снт, 25

К <2>

<1> Посмотрите, как именуется ваш дом:

  • если жилым домом - то вам рассчитывали налог на имущество правильно;
  • если по-другому - возможно, у вас возникла переплата по налогу.

<2> Проверьте, как вам рассчитывают налог: под наименованием объекта стоит буква "К" () или "И" (инвентаризационная).

Как изменения повлияли на уплату налога на имущество

Поправка, как мы теперь понимаем, касается только тех граждан, чью дачу налоговики облагали как "иное строение", а не как "жилой дом".

Разницу в порядке налогообложения этих объектов вы можете видеть в таблице.

Иное строение

Жилой дом

Ставка налога на имущество

Инвентаризационная стоимость

До 300 тыс. руб. включительно - до 0,1%.

Свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - свыше 0,1% до 0,3% включительно.

Свыше 500 тыс. руб. - свыше 0,3% до 2% включительно.

Для расчета ставки берется суммарная инвентаризационная стоимость всех объектов, находящихся в собственности гражданина, умноженная на коэффициент-дефлятор (Пункт 4 ст. 406 НК РФ)

Кадастровая стоимость (Пункт 2 ст. 406 НК РФ)

Если площадь менее 50 кв. м - до 0,1%.

Если площадь более 50 кв. м - до 0,5%

До 0,1% независимо от площади.

На местном уровне эта ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (Пункт 3 ст. 406 НК РФ)

Налоговая база

Инвентаризационная стоимость

Стоимость объекта, умноженная на коэффициент-дефлятор (Статья 404 НК РФ)

Кадастровая стоимость

Стоимость строения (Пункт 1 ст. 403 НК РФ)

Стоимость дома, уменьшенная на стоимость его 50 кв. м (Пункт 5 ст. 403 НК РФ)

Инвентаризационная стоимость

Одно строение на дачном участке не облагается налогом, если его площадь не превышает 50 кв. м (Подпункт 15 п. 1, подп. 4 п. 4, п. 3 ст. 407 НК РФ)

Один жилой дом может быть освобожден от налога, если у его владельца есть право на льготу (например, как у пенсионера либо инвалида I или II группы) (Подпункты 2, 10 п. 1 ст. 407 НК РФ)

Если считают по инвентаризационной стоимости

Для владельцев строений площадью более 50 кв. м ничего не меняется. Ведь ставки "инвентаризационного" налога установлены в зависимости от стоимости объекта, а не от его статуса.

А тем, у кого площадь дачи составляет 50 кв. м и менее, поправка даже невыгодна. Иное строение такой площади освобождалось от налога (Подпункт 15 п. 1 ст. 407 НК Р). При переходе вашего дома в статус "жилого" вы теряете льготу. Если, конечно, вы не можете получить ее по иным основаниям, например как пенсионер или инвалид (в этом случае площадь дачи не имеет значения).

Если считают по кадастровой стоимости

Если вам уже выставляют "кадастровый" налог и площадь вашего строения не превышает 50 кв. м, то для вас по сути ничего не изменилось. С одной стороны, вы тоже потеряли право на льготу по иному строению (Подпункт 15 п. 1, подп. 4 п. 4, п. 3 ст. 407 НК РФ). Но, с другой стороны, жилой дом облагается "кадастровым" налогом за вычетом 50 кв. м его общей площади (Пункт 5 ст. 403 НК РФ). То есть налог вам платить не придется.

А вот когда площадь вашей дачи, например, 60 кв. м, то выигрыш очевиден. Ведь по иному строению вам ранее не полагались, а теперь по жилому дому налог будет рассчитываться только со стоимости 10 кв. м (Пункт 5 ст. 403 НК РФ). Кроме того, "кадастровые" ставки по жилому дому обычно меньше, чем по иному строению. Следовательно, у вас может быть переплата за 2015 г. и в таком случае вы имеете право на перерасчет.

Внимание! облагаются только те постройки на дачном участке, на которые у гражданина зарегистрировано право собственности (Статья 400 НК РФ).

Ну а если у вас есть право на другую льготу (к примеру, вы инвалид I или II группы либо пенсионер), то вы вправе ее заявить по одному жилому дому в целом (по строению нельзя).

Как пересчитать налог

Поправка введена задним числом - с 2015 г. А налог за этот период уже уплачен (срок уплаты истек 1 декабря 2016 г. (Пункт 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ; п. 1 ст. 409 НК РФ)).

Сразу скажем, что если вы потеряли право на льготу по "иному строению", то доплачивать ничего не нужно. Поправки в НК, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (Пункт 2 ст. 5 НК РФ).

А вот если перерасчет будет в вашу пользу, то можно направить заявление в ИФНС по месту нахождения недвижимости или через личный кабинет, после чего сумма налога за 2015 г. будет пересчитана. Так советуют сделать в ФНС (Информация ФНС России от 02.12.2016). Но если вам не к спеху, то можно подождать, когда налоговый орган зачтет переплату сам. Это нам разъяснил и специалист Минфина.

Перерасчет налога на имущество в отношении дачных строений
Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
- Поскольку дома и жилые строения, возведенные на садовых и дачных участках, приравнены к жилым домам, то на них должны распространяться налоговые ставки, вычеты и льготы, установленные для жилых домов.
Если в отношении такого дома (строения) налог был уплачен в большем размере, чем если бы он считался жилым, то налогоплательщик вправе подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Сам налоговый орган зачтет излишне уплаченную сумму налога только при расчете налога за следующий налоговый период.

К сведению. Перечень регионов, перешедших с 01.01.2015 на кадастровый налог, можно посмотреть на сайте ФНС: www.nalog.ru -> Налог на имущество физических лиц 2016 -> Посмотреть перечень регионов.

Так что вы вполне можете подождать налоговое уведомление за 2016 г. - возможно, налоговики учтут переплату сами (Пункты 1, 3, 5, 6 ст. 78 НК РФ). Если этого не произойдет, то обратиться в налоговый орган за перерасчетом вы сможете и потом. Главное, чтобы с момента уплаты налога прошло не более 3 лет (Пункт 7 ст. 78 НК РФ).

Ну а если у вас возникло право на льготу по "дому", то нужно подать в любую инспекцию по вашему выбору заявление по установленной форме и подтверждающий льготу документ (к примеру, пенсионное удостоверение) (Пункт 6 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 16.11.2015 N БС-4-11/19976@).

Февраль 2017 г.

Известное Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г., признавшее неконституционным запрет регистрации по месту жительства в садовых и дачных домах, пригодных для постоянного проживания

Многим показалось решением наболевших проблем. Так ли это? Ответ на этот и другие насущные вопросы подготовила аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Возникновение в России новых политических и социально-экономических условий привело к изменению жизни граждан по многим аспектам.· Кардинальные перемены произошли с введением частной собственности на землю и жилище, в результате чего обострились уже существующие, а также возникли новые проблемы, связанные с жилищным строительством. Неуклонное удорожание жилищного фонда, недостаточное количество земель поселений для возведения жилья обусловливают перераспределение земель сельскохозяйственного назначения с целью использования последних для малоэтажного жилищного строительства. В условиях проблем деурбанизации, особенно характерной для крупных городов, вопрос о соотношении садово-дачной застройки и индивидуального жилищного строительства является весьма актуальным. В настоящее время как в средствах массовой информации, так и в специализированной литературе встречается достаточное количество публикаций, касающихся малоэтажного строительства, но большинство из них освещает какую-либо одну сторону проблемы: либо правовую, либо социально-экономическую. Тогда как данный вопрос требует совокупного освещения правовых, социально-экономических, архитектурных и даже исторических аспектов.

Прежде всего необходимо точное юридическое определение объектов, удовлетворяющих жилищные потребности людей. Действующее российское законодательство не дает определений большей части видов жилых и нежилых помещений. Кроме того, не только в обиходе, но и в сообщениях средств массовой информации, в изданиях правового характера происходит смешение, а часто и отождествление понятий "садовый дом", "дачный дом" и "индивидуальное жилищное строительство", что, на наш взгляд, является недопустимым. Наряду с вышеперечисленными используют и такие термины, как "коттедж", "таунхаус" , хотя легального определения они не имеют.
Корни данной терминологической проблемы можно найти в советской юридической литературе 1950 - 1960 годов. Например, И.Л. Брауде отмечал: "Земельный участок отводится под строительство жилого дома, а также под зеленые насаждения". В постановлениях Правительства СССР по индивидуальному жилищному строительству в городах и рабочих поселках имелись указания на отвод таких участков с учетом организации садового хозяйства. Так, в Постановлении СНК СССР от 29 мая 1944 г. "О мероприятиях по восстановлению индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих поселках СССР" указывалось на необходимость при установлении размера усадебных участков учитывать возведение хозяйственных построек и организацию садово-огородного хозяйства. Таким образом, можно отметить не только смешение понятий "сад" и "огород", но и общую размытость категориального аппарата в отношении садов, огородов, дач и индивидуального жилищного строительства.
Анализ советского законодательства и теоретических исследований показывает, что индивидуальное жилищное строительство представляло собой одну из форм удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Советы депутатов трудящихся обязаны были отводить гражданам земельные участки для индивидуального жилищного строительства как из числа городских земель, так и из земель поселений. В городах земельные участки предоставлялись на так называемых селитебных территориях, которые, в свою очередь, подлежали делению на зоны малоэтажной застройки (до трех этажей включительно) и зону усадебной застройки (дома в один-два этажа). В научной литературе советского периода отмечалась условность терминологического различия усадебных (селитебных) и приусадебных участков, поскольку жилищное строительство осуществлялось как на усадебных, так и на приусадебных участках, зеленые насаждения (фруктовые деревья, ягодники, цветники) имелись и на тех и на других. Посевы некоторых огородных культур могли быть не только на приусадебных, но и на усадебных участках. Отмечалось, что от отвода земельного участка под индивидуальное жилищное строительство необходимо отличать отвод участка под индивидуальное садоводство без права возводить на садовом участке жилые или иные строения. То есть уже здесь можно отметить отсутствие разницы между индивидуальным жилищным строительством и, например, предоставлением земельного участка для ведения садоводства с правом возведения жилого строения. Разница виделась лишь в порядке отвода земельного участка для нужд садоводства или индивидуального жилищного строительства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: современные проблемы разграничения между садовыми и дачными постройками, а также их отграничение от индивидуальной жилищной застройки являются порождением советского законодательства. Данная проблема еще более обострилась ввиду удорожания рынка жилья и в связи с ограниченностью земель поселений. Как следствие - современный законодатель пошел по пути еще большего смешения садового, дачного и индивидуального жилищного строительства.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в указанной сфере, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Строительные нормы и правила.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г. этот запрет признан неконституционным "в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов". В данной формулировке содержится несколько правовых категорий, нуждающихся в подробном исследовании ввиду их неоднозначности и отсутствия у большинства из них легальных определений. В первую очередь это "жилое строение" и его составляющие ("жилое" и "строение"). Требует уточнения, какие установленные законом признаки указывают на пригодность для постоянного проживания; как соотносится целевое назначение земельного участка и строения, отвечающего всем признакам жилого строения, с возможностью регистрации по месту жительства.
Для унификации законодательства и предупреждения возможных правовых коллизий на практике видится целесообразным внесение изменений в ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части замены термина "жилое строение" на "жилое помещение", поскольку эти термины не тождественны в силу нижеизложенного.
Итак, ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. оперируют таким понятием, как "жилое строение". Следует отметить, что действующее законодательство (Конституция РФ, ЖК РФ, ГК РФ) использует термин "жилое помещение", а также "жилище" и "помещение", тогда как "жилое строение" содержится только в вышеуказанных Законе и Постановлении Конституционного Суда.
Термин "жилище", несмотря на его употребление в Конституции РФ и в ЖК РФ, определения в данных нормативных правовых актах не получил. Легальное определение жилища есть лишь в ст. 139 Уголовного кодекса РФ (хотя оно предназначено сугубо для целей УК РФ; на наш взгляд, в данной ситуации аналогия закона вполне допустима): под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Легального определения понятия "помещение" также нет.
ЖК РФ в ч. 2 ст. 15 дает следующее определение жилого помещения: жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). То есть для того, чтобы строение на садовом участке из числа земель поселений было признано жилым, оно должно, согласно вышеназванному определению, отвечать следующим признакам.
1. Являться изолированным. Следует отметить, что понятие "изолированное помещение" не раскрывается ни ГК РФ, ни в ЖК РФ, поэтому на практике исходят из общеупотребительного значения термина "изолированный" - отдельный, обособленный от других объектов.
2. Являться недвижимым имуществом, а именно иметь прочную связь с землей. Прочная связь с землей в ситуации с признанием жилыми садовых строений подразумевает наличие фундамента. То есть сборные дома, так называемые срубы или облегченные конструкции признаваться жилыми не могут.
3. Быть пригодным для постоянного проживания граждан. Как отмечает С.П. Гришаев, "именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время отличает жилое помещение, скажем, от дачного" . К жилому дому предъявляются санитарные и технические требования. Логически садовый дом для признания его пригодным для постоянного проживания должен обладать системой центрального либо автономного отопления, водоснабжения, а также электроэнергией и газоснабжением. Однако не во всех (особенно в отдаленных) регионах нашей страны объекты, включенные в жилой фонд, отвечают этим параметрам. Поэтому, говоря о признаке постоянной пригодности к проживанию садового дома, необходимо отталкиваться от условий населенного пункта, в котором данный дом расположен, хотя в ЖК РФ подобной оговорки не содержится. К компетенции же органов субъектов Федерации и муниципальных образований отнесена возможность установления минимальных стандартов, которым должно отвечать пригодное для постоянного проживания помещение. Так, Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 (в ред. от 18 июня 2008 г.) "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в Перечне стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в г. Москве, указывает, что благоустроенные жилые помещения в г. Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен. Существуют также критерии Госстроя, среди которых немаловажное место занимает транспортная доступность и наличие инфраструктуры. Вопрос с транспортной доступностью и инфраструктурой в большинстве садоводческих и дачных объединений остается открытым.
Проанализировав действующее законодательство, можно отметить, что созданы предпосылки для формирования нового объекта жилого фонда - садовых строений и изменения правового режима земельных участков садоводческих некоммерческих объединений, предоставленных из числа земель поселений. Безусловно, Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. не является новеллой в полном смысле этого слова, поскольку ранее действовавший Закон РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" в ст. 9 "Изменение отношений собственности" указывал, что граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством. Однако на практике перевод таких помещений в жилые в силу неурегулированности вопроса почти не осуществлялся. В настоящий момент ситуация изменилась, хотя и не сказать, что коренным образом. Изменения в Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" пока не внесены. Возможность регламентировать данный вопрос предоставлена в порядке опережающего правового регулирования органам власти субъектов Федерации (правовые системы до настоящего времени информацией о правотворчестве субъектов в этой области не располагают).
Таким образом, на основании вышеприведенной информации можно обозначить следующие способы признания садового дома жилым помещением.
1. Судебный . Данный порядок будет основан на нормах гражданско-процессуального законодательства. Для реализации этого способа регистрации необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об установлении юридического факта пригодности для постоянного проживания жилого строения, расположенного на земельном участке. Данный способ, на наш взгляд, является, с одной стороны, достаточно затратным. Затраты будут складываться из оплаты труда адвоката за составление искового заявления, оплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Кроме того, в суде единственным доказательством пригодности жилого строения для постоянного проживания является строительно-техническая экспертиза, которая также стоит денег и потребует определенного времени (два-три месяца). С другой стороны, на наш взгляд, данная процедура является наиболее приемлемой, поскольку механизм проведения строительно-технических экспертиз в рамках судебного разбирательства является хорошо отработанным, впрочем, как и вся процедура установления юридических фактов. Помимо этого, нет необходимости ожидать внесения изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также принятия каких-либо нормативных правовых актов на уровне субъектов.
2. Административный . Данный порядок в полной мере начнет работать только после определения порядка субъектами Федерации признания пригодными для постоянного проживания жилых строений на садовых земельных участках. Следует отметить, что признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая должна действовать с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, а также в соответствии с гл. 3 ЖК РФ, в которых установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если помещение не соответствует установленным требованиям и обеспечить его соответствие не представляется возможным либо если право собственности на него обременено правами третьих лиц.
Для перевода нежилого помещения в жилое собственник или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений (местная администрация), по месту нахождения переводимого помещения:
- заявление о переводе помещения;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (декларация).
В течение 45 дней должно быть принято решение о переводе либо об отказе. После принятия решения, но не позднее чем через три рабочих дня орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю соответствующий документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Несовершенство данной процедуры состоит в том, что далеко не во многих муниципальных образованиях действуют на постоянной основе межведомственные комиссии, в число которых должны входить представители различных полномочных органов (пожарных, санитарно-эпидемиологических и т.п.). В связи с этим данный метод не получил развития и в период действия указанной выше ч. 3 ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Следовательно, будущее именно за судебным способом признания садового дома пригодным для постоянного проживания.
Постановление Конституционного Суда от 14 апреля 2008 г. в аспекте признания садового дома пригодным для постоянного проживания затронуло немаловажный вопрос о целевом назначении земельного участка, на котором расположен садовый дом, указав на то, что зарегистрироваться можно только в доме, который расположен на землях поселений. В Постановлении указано, что "возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные дома". Таким образом, в этом Постановлении впервые за многие десятилетия существования садовой, дачной и индивидуальной застройки произошло первое легальное отождествление данных понятий. Однако такое отождествление закономерно поставлено в зависимость от правового режима земельного участка, предоставленного для вышеозначенных нужд. Но в настоящее время существует возможность практического решения данного вопроса и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, если целевое назначение земельного участка обозначено как земля сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - сельскохозяйственное, то существует несложный механизм изменения разрешенного использования - на дачное строительство. Последнее, в свою очередь, позволяет построить жилой дом с правом зарегистрироваться в нем.
Возможен и другой способ, но более трудоемкий. В случае если в собственности гражданина находится участок из земель сельскохозяйственного назначения, границы которого примыкают к населенному пункту, данный земельный участок возможно перевести в категорию земель поселений. Статья 4.1 Вводного закона ГК РФ предусматривает возможность до 1 января 2010 г. включить земельный участок в границы населенного пункта в целях жилищного строительства в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют утвержденные генеральные планы. При этом включение осуществляется на основании решения исполнительного органа власти субъекта Федерации с одновременным изменением вида разрешенного использования. Публичные слушания по данному вопросу не проводятся.
Безусловно, постепенное стирание правовых границ между садовой, дачной и индивидуальной жилой застройками неминуемо приведет к различным социально-экономическим и правовым последствиям. Необходимо распространить на эти строения правовое регулирование отношений собственности на жилые помещения, которое более детализировано в сравнении с правовым регулированием отношений собственности на дачи и садовые домики.
Встречаются мнения, что дачная недвижимость - это самый настоящий рудимент того времени, когда все было общее и недвижимость невозможно было приобрести в собственность. Дачная недвижимость в определенной степени была исключением - дача подлежала покупке, продаже, но все равно эти сделки носили бутафорский характер, так как приватизировать дачный участок было невозможно. По всей видимости, проводимые реформы призваны решить две задачи для "полярных" слоев населения.
1. Обеспечение доступным жильем малообеспеченных граждан, для которых садовый дом подчас является единственным местом жительства, что позволит им реализовывать их социальные права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.
2. Легализация элитной дачной и садовой недвижимости для обеспеченных слоев населения, тем более что предельных строительных нормативов ни по этажности, ни по площади действующие СНиПы не содержат.
В связи с этим интересна экономическая сторона проводимых реформ. По мнению риелторов, дачная и садовая недвижимость в Подмосковье, скорее всего, пойдет по пути превращения в комплексы апартаментов или жилые курорты. Однако, учитывая насыщение рынка, рост цен на малоэтажное жилье все равно будет значительно ниже, чем на многоэтажное. Высказанная позиция подтверждает возможность решения жилищной проблемы в России путем легализации регистрации в садовых домах.
Кроме того, на основе проводимых реформ появилась возможность преобразовать садоводческие и дачные объединения в поселения. Сторонники этой позиции (Союз садоводов России и Фонд развития садоводческого движения России) готовят новый закон о садоводстве в соответствии с данной тенденцией. Безусловно, необходимо отметить положительный аспект решения жилищной проблемы за счет садовых домов, однако каждое решение, принимаемое в связи с этим, должно предусматривать отдаленные последствия и дополнительно изучаться с учетом мнения населения, поскольку это потребует дорогостоящего социального обеспечения граждан, предусмотренного Конституцией РФ, именно по месту нахождения поселения.

Какой дачный дом годен для прописки?

Как построить дом, на дачном участке, чтобы он соответствовал всем нормативам? Можно ли прописать в нем свою семью? Ответы на эти и другие вопросы в этой области на страницах декабрьского выпуска журнала «Юрист спешит на помощь» дает председатель Союза Садоводов России Олег Валенчук.

В конце года Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий россиянам регистрацию на даче. Разработанный Министерством регионального развития РФ, документ вносит изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, реализовано решение Конституционного Суда РФ, который признал не соответствующим Конституции ограничение на прописку, установленное федеральным законом (постановление от 14.04.2008 № 7-П). Возникло это решение, напомним, после обращения двух семей из Краснодарского края, которым запретили зарегистрироваться на своих дачах, несмотря на то что другого жилья у них не было. После серии мытарств по инстанциям, где им дружно отвечали отказом, краснодарцы и обратились в Конституционный Суд.

Регистрация в садовом доме сегодня необходима большому количеству россиян, которые живут в частных домах и не имеют другого места для прописки. Поэтому возможность зарегистрироваться в своем собственном доме снимает вопросы ограничения права на выбор места жительства, дает определенные социальные гарантии. От наличия прописки напрямую зависит получение пенсии. Без заветного штампика в паспорте трудно найти работу, прикрепиться к поликлинике, устроить ребенка в сад или в школу, да и просто получать почту.

Превращение жилого строения в дом. В чём суть изменений?

Дело, в первую очередь, в смене терминологии, касающейся понятия дома, пригодного для прописки. Сейчас дома на садовых и дачных участках не считаются жилыми помещениями, а относятся к жилым строениям. Что автоматически лишает их статуса пригодных для постоянного проживания. В законопроекте же к дачным домам, построенным по СНи-Пам, предлагается применять термин «индивидуальный жилой дом». Прописываться можно будет в доме на садовом или дачном участке не только в границах населенного пункта, но и на землях сельхозназначения. Гражданам будет предоставлено право переоформлять жилые строения, признанные пригодными для постоянного проживания, в качестве индивидуальных жилых домов. Здесь важно отметить, что, по замыслу авторов документа, регистрация в жилом доме не будет автоматически приводить сельские территории в статус населенного пунктов.

Возникает важный вопрос: а каковы основные признаки индивидуального жилого дома, по которым постройка обретает статус законного места для прописки?

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи. В соответствии с действующим законодательством под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Так, требования пожарной безопасности определены приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Признание помещения жилым регламентировано, помимо этого, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура признания строения на участке жилым домом на сегодня может быть осуществлена только в судебном порядке. Признать строение (садовый дом) жилым может только суд в результате проведения экспертизы на соответствие требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Не может быть признано жилым домом строение, в котором нет электричества и отопления, а также временные постройки, не имеющие фундамента. Обращаться в орган технической инвентаризации для замены технического паспорта, выданного на садовый/дачный дом без решения суда, не имеет смысла, так как у БТИ нет данных полномочий. Но уже на основании положительного решения суда следует переоформить технический (кадастровый) паспорт на дом и идти в органы регистрации.

Всё решает СНиП

Первое, что вы услышите при переоформлении дома под прописку, — соблюдай все СНиПы или — строительные нормы и правила. СНиПы для строительства одноквартирного жилого дома были введены в 2002 году постановлением Госстроя России от 22.03.2001 № 35. Особенно строгий контроль существует для исполнения СНиПов, касающихся котельных, требований правил эксплуатации установок и размещения помещений.
Помимо этого велика вероятность того, что придется соблюдать и ряд других требований. В доме должна быть возможность постоянного проживания. Ограждающие конструкции должны быть выполнены в соответствии со строительными нормами по теплопроводности, должно быть в наличие постоянное отопление, а также электро— и водоснабжение. Чаще всего дома, выполненные из камня, бетона, вполне соответствуют данным требованиям. При отсутствии централизованного газоснабжения для снабжения газом кухонных плит допускается применение газобаллонных установок, размещаемых вне дома. Внутри дома допускается установка баллона вместимостью не более 50 л. У дома должен быть определяемый почтовый адрес. Его могут дать только на те здания, которые находятся в черте населенного пункта. Земли сельскохозяйственного назначениятакой возможности не имеют, т.е. и прописка на них проблематична. Законопроект разрешает и эту ситуацию. Кроме того, почтовый адрес получается только на объект, строительство которого завершено. Соответственно, на участке без дома либо на строительном объекте регистрация невозможна.

Вы построили на своем участке хороший дом — вода, канализация, отопление и готовы идти в суд для признания строения жилым домом. Но теперь вас может подстеречь проблема — земельный участок, на котором стоит это строение, может не соответствовать требованиям строительства на нем жилого дома.

Как правило, дачи располагаются на садовых, дачных участках или участках для огородничества. А для каждого из таких участков свои правила застройки, которые установил Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Так вот на землях, предназначенных для огородничества, строительство капитальных сооружений запрещено. Соответственно и прописаться на огородных земельных участках не удастся. Возможность прописаться будет только у владельцев садовых и дачных участков, расположенных на землях сельхозназначения и землях поселений, но никак не на огородных земельных участках. И еще очень важный момент — на земельный участок должно быть оформлено право собственности, и он должен состоять на кадастровом учёте.

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи.

Типовой дачный домик на шести сотках
Из постановления Госстроя России от 22 марта 2001 г. ¹ 35 «О принятии и введении в действие СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Общие положения
4.3. Состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.
4.4. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения — помещение для теплового агрегата.
В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.
Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты — 12 м2; спальни — 8 м2 (при размещении ее в мансарде — 7 м2); кухни — 6 м2.
Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой — 1,7 м, передней — 1,4 м, внутриквар-тирных коридоров — 0,85 м, ванной — 1,5 м, уборной — 0,8 м. Глубина уборной должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м при открывании двери внутрь.
4.5. Высота (от пола до потолка) жилых комнат и кухни в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IIА (по СНиП 23-01) должна быть не менее 2,7 м, в остальных — не менее 2,5 м. Высоту жилых комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде, и при необходимости в других случаях, определяемых застройщиком, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высота помещений может приниматься не менее 2,1 м.
4.6. При проектировании и строительстве дома должны быть обеспечены условия для маломобильных жителей, а при необходимости — также для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. С этой целью должны быть предусмотрены необходимых габаритов дорожки на участке и пандусы, а также соответствующие размеры дверей, тамбуров, коридоров и кухонь, уборных и ванных комнат.
4.7. По требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома.
Теплоэнергетический паспорт предназначен для установления теплоэнергетических характеристик теплозащиты дома и его энергопотребления. Он составляется в порядке и по форме, установленным в действующих нормативных документах, с учетом положений раздела 9 настоящих норм и правил. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.
Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.
4.8. Правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома принимают по СНиП 2.08.01.

Пожарная безопасность

6.1. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01. В связи с этим при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей. При этом учитывается возможность возникновения огня внутри любого помещения и выхода его на поверхность дома.
6.2. Противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01.
Смежные жилые блоки следует разделять глухими противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 45 и класса пожарной опасности не ниже К1. Блокированные дома классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3 дополнительно должны быть разделены глухими противопожарными стенами 1-го типа по СНиП 21-01 с пределом огнестойкости не менее REI 150 и класса пожарной опасности не ниже К0 на пожарные отсеки площадью этажа не более 600 м2, включающие один или несколько жилых блоков.
6.3. К домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.
Отопление и газ
6.15. Теплогенераторы, в том числе печи и камины на твердом топливе, варочные плиты и дымоходы должны быть выполнены с осуществлением конструктивных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность дома в соответствии с требованиями СНиП 41-01. Кладовую твердого топлива допускается располагать в первом, цокольном этаже или в подвале дома.
6.16. Газовые камины должны быть заводского изготовления. Отвод продуктов горения должен быть предусмотрен в дымоход.

Вода и канализация

8.11. Снабжение дома питьевой водой должно быть предусмотрено от централизованной сети водоснабжения населенного пункта.
Допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или из водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с местными органами Минздрава России. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.
8.12. Для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации — централизованная, локальная или индивидуальная, в том числе выгребная, поглощающая или с санитарной индивидуальной биообработкой.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов и отходов от эксплуатации помещений общественного назначения должны быть организованы в соответствии с правилами эксплуатации жилищного фонда, принятыми местными органами власти.
Сточные воды и твердые отходы должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»