Правописание не с причастиями и наречиями. Правописание "не" с причастиями

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

выровненный

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

прекратитъ

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

  1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
  2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
  3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
  5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
  6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

претензия
претендовать

156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
  2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
  3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
  4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
  6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков)

страшный
устрашающий
ужасающий
ужасный
чудовищный
жуткий
грозный
зловещий
грозный

158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

  1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
  2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
  3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
  4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Причастие обозначает признак определенного предмета в зависимости от его действия.

Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

Не с причастиями пишется слитно

Частицу не следует писать слитно с причастиями в трех случаях:

Если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «не». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Пример предложения: Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.

Если причастие образовалось от глаголов, которые имеют приставку недо- . Например: недосчитавшийся, недопонятый, недолюбленный. Пример предложения: Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору.

Если причастие является полным страдательным, либо же действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Примеры предложений: Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду.

Не с причастиями пишется раздельно

Случаи, в которых не с причастиями следует писать раздельно:

Если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Примеры предложений: Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену.

Если к причастию можно применить противопоставление. Например: не напечатанная, но написанная книга, не продуманный, а опрометчивый шаг, не выдуманная, а действительная история. Пример предложения: Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.

Если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Примеры предложений: Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, Мы знаем, что это такая которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилагательного.

Не с причастиями пишется вместе:

Когда данная образуется от слова, не употребляющегося без частицы не .

Например: ненавидимый. Ненавидимый всеми, он старался не попадаться на глаза;

В случае, когда частица не помогает образовать полному причастию новое понятие, становясь приставкой. Это легко проверить, заменив такое слово синонимом или выражением близким по значению. Например: непройденный материал (новый материал);

В случае, когда причастие имеет при себе зависимое наречие, в значении меры и степени: совершенно непройденный материал.

Не с причастиями пишем раздельно:

С полными причастиями, если имеется противопоставление при помощи союза а. Например: Дом остался не достроенный, а просто сложенный из подручных материалов;

Если при полных причастиях имеются зависимые слова, кроме наречий в значении меры и степени. Например: На горе так и стоял не достроенный им дом;

Если в предложении уже есть отрицание. Например: Нет, этот дом не достроенный;

С краткими причастиями не пишется всегда раздельно: Этот дом не достроен;

Порядок рассуждений при написании не с причастиями

Прежде чем решить, как пишется отрицательнаячастица не с причастиями, определите в какой форме, краткой или полной, находится эта часть речи. Если в краткой, то пишем раздельно.

При наличии полного причастия, вспоминаем, можно ли употребить его без не. Если нет, то нужно писать слитно.

Если же без данной частицы причастие употребляется, то смотрим, нет ли противопоставлений с союзом а. Наличие противопоставления говорит, что не с причастиями пишем раздельно.

Если же его нет, то ищем подчеркнутое отрицание. Когда отрицание имеется, не пишется отдельно.

Если отрицание отсутствует, то ищем зависимые слова при данной части речи. Таких слов нет - значит пишем частицу слитно. Если же зависимые слова есть, то смотрим, какие именно. Наречие меры и степени позволяет писать частицу не с причастиями слитно. При наличии другой части речи, пишем раздельно.

Как различить причастие и отглагольное прилагательное

Для того чтобы правильно писать частицу не, необходимо научиться определять, какая

Часть речи перед нами: причастие или прилагательное.

Главным является то, что причастия, как правило, обозначают признак, который возникает при действии самого предмета или благодаря действию над ним. Это временный признак. Например: летящий самолет , это самолет, который летит в данную минуту.

А прилагательное - это постоянный признак предмета: летучий газ. То есть газ, который обладает определенными химическими признаками.

Причастие сочетается с такими же словами, что и глагол, от которого оно образованно: спущенный на воду, спустить на воду . А прилагательное может выступать в сочетании с существительными, с которыми глагол не образует словосочетаний. Например: привлекательная внешность , но нельзя сказать: привлекать внешность.

Итак, мы рассмотрели основные шаги для правильного написания не с причастиями и научились отличать его от отглагольного прилагательного.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»