Презентация на тему "ритм в изобразительном искусстве". Ритм в изобразительном искусстве Фрагменты из презентации

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

Крюкля Оксана Владимировна

Композиция. 1 класс художественного отделения (уч-ся 10-11лет.)

Тема. Ритм как средство композиционного строя.

На данном занятии продолжаем знакомство с приемами и средствами композиции.

Объяснение нового материала происходит с показом презентации (см. приложение №1), что повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

Самостоятельная творческая работа учащихся на компьютере происходит на этапе закрепления изученного материала. Поскольку учащиеся 1 класса художественного отделения ДШИ еще не обладают достаточным уровнем графических навыков и изображение одинаковых повторяющихся элементов в композиции вызывает затруднение и замедляет процесс работы над созданием композиции, где основной задачей является составление ритмического или метрического ряда, то выполнение задания с помощью компьютера (графического редактора Paint.) дает возможность сэкономить время, позволяет полностью устранить одну из важнейших причин неуспеваемости- неуспех. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны. Исчезают комплексы, скованность, страх перед результатом. Вырабатывается усидчивость, внимательность, аккуратность. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Реализуются творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Применение компьютера создает на уроке эмоциональный настрой, который положительно сказывается на развитии художественного творчества, повышении мотивации. А использование в заданиях вариативного материала и различных способов работы способствует индивидуализации обучения. Основываясь на индивидуальных особенностях и учебных возможностях учащихся, класс делиться на три группы, и учащимся каждой подгруппы даются задания разного уровня и предлагаются разные способы выполнения. Для каждого задания разрабатывается алгоритм, который выдается детям в печатном или электронном виде. Перед началом самостоятельной работы демонстрируются примеры выполнения данных заданий.

Цели урока. Научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции; формирование умения использовать приемы, средства композиции. И спользование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

Задачи урока: Образовательные : познакомить учащихся с понятием ритма в композиции. Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint: (кисть и карандаш, ластик, инструменты рисования геометрических фигур, распылитель, заливка, палитра цветов). Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции . Р азвитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать на компьютере. Воспитательные : воспитывать интерес к искусству, любовь к природе.

Тип урока : изучение нового материала. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно. Форма деятельности учащихся : индивидуальная.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

1.Принцип сознательности и активности учащихся: обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности. 2.Принцип наглядности обучения.3.Принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.4.Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы): элементы рассказа-вступления; элементы фронтальной беседы; методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы): метод демонстраций; методы передачи информации с помощью практической деятельности -творческая работа. 2.Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Оборудование урока: для учителя: ПК (программа Microsoft Office Power Point) , проектор, экран. Для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. (Редактор позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки. В распоряжении пользователя различные средства и инструменты для «художественного» творчества - палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, готовые геометрические фигуры (линии, прямоугольники, эллипсы, многоугольники). На жестком диске папка «Рисунки». Листы (файлы) с заданием и алгоритмом.

Объем знаний, необходимых для урока: учащиеся должны знать:
правила техники безопасности; понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор"; что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь"; основные инструменты текстового редактора; основные инструменты графического редактора. Учащиеся должны уметь: пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры; использовать манипулятор "мышь"; работать с командами, открыть и закрыть меню файл; уметь рисовать с помощью графического редактора Paint. (уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран, знать назначение панели настройки инструментов, уметь выбрать цвет, используя палитру, уметь копировать и переносить элемент, уметь использовать команду "Отменить",уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.)

План урока.

Содержание этапов урока

Длительность

Виды работы

Организационный момент.

1 мин.

Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, готовности рабочего места.Техника безопасности.

Мотивационный этап.

1 мин.

Постановка цели урока.

Объяснение нового материала.

10 мин.

Беседа с демонстрацией презентации «Ритм как средство композиционного строя».

Физкультминутка.

3 мин.

Игра

25 мин.

Выполнение задания на компьютере.

Подведение итогов.

5 мин.

Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; правила безопасной работы при работе на компьютере.

2. Мотивационный этап . Сегодня на уроке мы познакомимся с важным понятием в композиции - «ритм» и научимся составлять ритмическую закономерность в композиции. Практическую работу по новой теме вы будете выполнять на компьютере с помощью графического редактора Paint. Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком? (Ответы учащихся)…

3. Объяснение нового материала

(слайд 2) Перед вами два рисунка. Что общего в этих рисунках? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему?

Правильно, во втором рисунке элементы расположены в определенном порядке, равномерно.

Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов

(Слайд 3) Всю жизнь нас сопровождает ритм. Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.).

Приведите еще примеры ритма, которые встречаются в природе.

(Слайд 4) Ритм - метр (частный случай ритма), закономерный ритм, свободный ритм. Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.

(Слайд 5) Метр - Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки

(Слайд 6, 7) Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование, повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;
Свободный ритм - расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.

( Слайд 8 ) Цветок подсолнуха. Лепестки по краю подсолнуха - это? (метрический ряд)

Семена подсолнуха - это? (закономерный ритмический ряд)

Физкультминутка. Игра «Ритм» , где «элементами композиции» становятся сами ученики. Руководит игрой «Мастер композиции», он должен составить свой вариант выполнения упражнений из данных «элементов». Самое простое — ребята стоят в шеренге по росту, через одного приседают, каждый четвертый поднимает руки вверх и т.д. Это простой метрический ряд. Затем более сложный ритм? Каждый второй делает шаг вперед или назад, ребята могут по-разному сцепить руки, потом в ход идут стулья — кто-то на них сядет и пр.

5. Закрепление изученного материала.

Задания:

1 группа . С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе метрического ряда

Открыть

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем 1-2 разных элемента композиции.

Используя инструмент «заливка» или « кисть» разукрашиваем элементы.

В ыделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (столько раз, сколько вам необходимо для задуманной композиции)

Компонуем элементы композиции, располагая их через равные промежутки

2 группа . С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе закономерного ритма

Открыть графический редактор Paint (пуск - все программы - стандартные - Paint)

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем элемент композиции.

Выделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (Для копирования фрагмента и последующей его вставки необходимо: выделить фрагмент; выполнить команды Правка - Копировать, Правка - Вставить; или выполнять такие действия через контекстное меню, вызывая его нажатием правой кнопки мыши)

Копируем вторую фигуру, вставляем ее и опять уменьшаем или увеличиваем

Возможно дополнительно использовать рисунки, которые находятся в папке «Мои рисунки» (пуск - мои рисунки - выбираем нужный рисунок- в контекстном меню выбираем «копировать»- возвращаемся в графический редактор - в контекстном меню выбираем «вставить»)

Составляем ритмический ряд с постепенным увеличением или уменьшением фигур или растояние между фигурами.

Сохранение рисунка. (подменю “Файл”. - “Сохранить как”- присвоить название)

3 группа. Составить сюжетную или абстрактную композицию на основе свободного ритма.

Для третей группы возможно использование инструментов «карандаш», «кисть».

6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.

7. Домашнее задание . Подберите в интернете фотографии живой природы, архитектуры, как примеры ритма и метра.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

подвести детей к выводу, что ритм основа искусства

У. Уже несколько уроков мы с вами занимаемся произведениями устного народного творчества. Вспомнили несколько вариантов сказки «Теремок», считалки, пословицы, поговорки.

Давайте теперь вспомним, почему народное творчество называется «устным»?

(слайд № 2)

Д. Потому что устное, из уст в уста передаётся произведение.

У. Устное народное творчество складывалось в те далёкие времена, когда люди ещё не умели писать и передавали то, что они сочинили, от одного к другому устно.

(слайд №3)

У. (слайд № 4) Почему эти устные произведения называются «народными»?

Д. Потому что их кто-то сочинил, придумал.

У. А как ещё можно назвать эти произведения? (слайд № 5)

Д. Народное творчество. Народное искусство.

У. Что такое искусство? Искусный? Как вы понимаете эти слова?

Стихи, сказки – то, что существует, живёт в с л о в е

Архитектура

Изделия народных промыслов

У.Давайте обобщим наши ответы. Что такое искусство? (слайд № 6)

Посмотрите на эти предметы. Что вы о них расскажите, какие чувства, эмоции они у вас вызывают.

(слайд № 7)

Д……………

У. Но из чего же рождается эта красота? Что объединяет всё эту красоту?

Д……………

У. Нужно подвести ответы детей к тому, что красоту создаёт повтор рисунка, орнамента, узора. Свои открытия ребята проверяют на разных предметах народного промысла.

Д. Надо рисунок чередовать в определённом порядке, чтобы было красиво.

У. Вот мы и открыли «секрет» красоты. Чтобы было красиво, надо чередовать элементы рисунка в определённом порядке. Вот такое чередование отдельных частей чего-либо в определённом порядке называется «ритмом».Ребята где мы можем уточнить свои знания о новом слове?

Д. Посмотреть в толковом словаре.

У. Пожалуйста хранители словарей найдите нам определение.

Д. Зачитывают толкование слова из словарей С.И. Ожегова и В.В. Репкина. (слайд№ 8)

У. В чём секрет красоты? (слайд № 9)

Если мы ритм изобразим схематично, при помощи точек и палочек. В какой из этих строчек изображена схема ритма?

Почему не подходят другие строчки?

Вывод. Ритм – основа искусства.

У. Г де живёт ритм? Найдите ритм в архитектуре. (работа в парах).

(слайд № 10)

Д. Повтор куполов, окон, резных элементов.

У. А есть ли ритм в музыке? (слайд № 11)

(Звучит народная мелодия). В навигации – это левый значок: «Коробейники»

Д. Там звуки повторяются.

У. Попробуем выделить повторяющуюся группу звуков.(попробовать с детьми пропеть, а затем «прохлопать»музыкальный ритм.)

У. Итак, мы убедились, что в основе ритма музыки тоже лежит повтор. У нас была очень простенькая мелодия, и мы смогли довольно легко выделить основную группу повторяющихся звуков. А если сложная мелодия. Это сделать будет трудно(звучит отрывок из музыкального произведения). (слайд № 12) В навигации – это правый значок слайда: Чайковский «Лебединое озеро»

У. Когда мы рассматривали орнамент в изделиях народных промыслов и архитектуры, мы все повторяющие фигурки видели?

У. А музыку можно видеть?

Д. Нет. Мы её слышим.

У. Слышим сразу всю мелодию, как целиком видим орнамент?

Д. Нет,звуки идут один за другим, последовательно.

У. Вот мы открыли и другой «секрет» ритма. В каждом искусстве ритм живёт по разному.

В архитектуре, в предметах народного промысла мы ритм видим глазами, значит он живет в пространстве. (Слайд № 13)

В искусстве музыки ритм складывается из звуков, и мы их слышим

последовательно – во времени. (слайд № 14) Музыка Мусоргский «Картинки с выставки» настроена автоматически и в параметрах запрограммировано до окончания слайда.

У. А картины художника? (слайд № 15)

Д. Мы видим всё что на них изображено сразу – в пространстве.

У. А танец?(слайд № 16)

Д. Мы его видим – танцор движется, и мы слышим музыку.

У.Но хоть танцор и движется в пространстве, и мы можем видеть его, сами – то движения его не одновременны, он ведь последовательно их выполняет. Значит они живут и в пространстве и во времени.

Вывод: искусства можно разделить на три группы: живущие во времени, в пространстве и пространственно-временные искусства. (слайд № 17) Приведите примеры видов искусств.

У. А литература, по вашему мнению, какое это искусство, к какой группе его можно отнести? (слайд № 18)

Д. (если будет время дать возможность детям высказать своё мнение)

У. Вы дома подумайте, проанализируйте и на следующем уроке мы послушаем ваши предположения.

Это и будет вашим домашним заданием.

Заключительный (слайд № 19)

Презентация на тему "Ритм" по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников в игровой и понятной форме рассказывается, что такое ритм, приводятся примеры ритма. Автор презентации: Боголапова Наталья Викторовна, учитель ИЗО.

Фрагменты из презентации

«Ритмом» называется всё, что повторяется!

В музыке есть
Ритм музыкальный.
В танце живёт
Ритм танцевальный.
В музыке – звуки,
В танце – движения.
Смотрим и слушаем
Ритм с наслаждением!

Дятел по лесу
Рассыпал ритм-звук,
Клювом по дереву:
Тук, тук, тук, тук!

Ритм в ладошки хлопаем:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками ритм топаем:
Топ-топ-топ!

Ритм на месте прыгаем:
Раз, два, три!
А сердце выбивает
Ритм у нас в груди.

Ритм есть и в природе,
Внимательней смотри:
Вот на ветку сели
Стайкой снегири.
Красными огнями
Грудки их горят,
Словно бы фонарики,
Развешенные в ряд!

В ягодах на ветке
Тоже ритм есть.
Мы с тобою можем
Вкусный ритм съесть!
В капельках дождинок,
В нитях паутинок
Всюду повторение –
Ритма отражение.

Камешки у мамы
В бусах повторяются,
И на шее змейкой
В ритме извиваются.

Без ритма невозможно
Узоры создавать,
Ведь нужно элементы
В рисунке повторять.

Художники используют
Ритма повторение,
Чтобы на картинах
Передать движение.

Если ты захочешь
Ритм изобразить,
Не забудь в рисунке
Что-то повторить

Если в ритме нет строгого порядка, то он так и называется - «неупорядоченный». Например, здесь на картинке берёзки повторяются через разные промежутки.

Но иногда в ритме необходим строгий порядок. Например, элементы орнамента должны быть одинаковыми и повторяться через одинаковые промежутки. Иначе орнамент не получится! Такой ритм называется «упорядоченным». Упорядоченный ритм создаёт сам человек, в природе такого ритма не существует.

Вопросы и задание:

  • Что такое ритм?
  • Какой ритм называется «упорядоченным»?
  • Почему в природе не существует упорядоченного ритма?
  • Чем отличается узор на полосе от узора на круге?
  • Нарисуй свой узор на полосе и на круге. Подумай, какие элементы ты хочешь повторить через одинаковые промежутки.
  • Это могут быть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), или растительные элементы (ягоды, грибы, листочки).

В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм - это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.

Слово ритм (греческое rhythmos - движение, такт), происходит от rhein - течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт "текучесть", напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие - для колыбельных и т. д.

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.

Возьмём, например, строки из стихотворения А. С. Пушкина "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Данный ритм называется четырёхстопным хореем. Он создаёт энергичный темп речи. В этом стихотворении он усиливает настроение тревоги.

Теперь сравните с хореем ритм "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам...

Этот ритм, четырёхстопный амфибрахий, подходит для передачи торжественной повествовательной речи и часто используется поэтами в балладах. В таком ритме написаны "Три пальмы" М. Ю. Лермонтова, "Василий Шибанов" А. К. Толстого, "Иван Сусанин" Рылеева и др.

И в архитектуре ритм - средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей - это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм - одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска - голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени.

Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.

Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.

Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины - "Копья".

В картине есть и ещё один ритм - ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа - испанское, в центре - пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.

Художники разных эпох часто пользовались строгим, стройным ритмом, свойственным регулярным войскам.

Вспомним, например, знаменитую картину Гойи "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", одну из самых великих и новаторских картин XIX века.

В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц - это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи - это представители тёмных, враждебных сил.

Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках - стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.

Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так называемая герилья, окончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.

Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". Как и у Гойи, в правой части картины изображены силы власти, подавляющие народное сопротивление. Именно здесь господствует упорядоченный ритм стен и башен Кремля, виселиц, стройных рядов солдат Преображенского полка, царской свиты. Слева - готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка, и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Узорчатая архитектура собора Василия Блаженного, цветные купола, перекликаются с пестрой, нарядно и разнообразно одетой народной толпой. Картина асимметрична. Народ занимает большую часть её пространства. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. В их руках горящие свечи. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Поэтому Пётр I, виселицы и Преображенский полк отодвинуты на второй план, в правый угол картины.

Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб". Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины. Они начинаются с почти вертикально расположенной поднятой вверх левой руки Марии Клеоповой и продолжены линиями, образованными наклонённой головой Марии Магдалины и правой рукой Марии Клеоповой, ногой Христа и головой Богоматери, другой ногой Христа и головой Никодима, наклонённой головой Иоанна, телом Христа. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя.

Аналогичный веерообразный ритм использует О. А. Кипренский в "Портрете Е. С. Авдулиной". Склонённой вперед позе Авдулиной вторит наклонённая осыпающаяся веточка гиацинта, линия подоконника, опущенный вниз свёрнутый веер. Этот "падающий" ритм подчёркивает мысль об угасании жизненных сил.

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, - вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

Рембрандт нередко использовал ритм освещения с чередованием тёмных, или затенённых фигур на светлом фоне с освещёнными, светлыми фигурами на тёмном фоне. Этот ритм создаёт ощущение напряжения, придаёт динамизм действию. Такой ритм использовали и другие караваджисты, его наряду с геометрическим линейным ритмом, применил и Карл Брюллов в "Последнем дне Помпеи".

Ритм мазка, способ нанесения красочного слоя на поверхность холста также способен передать требуемое художнику ощущение, создать нужное настроение. Этот особый, изощрённый вид ритма виртуозно использовали Франс Хальс, Аллессандро Маньяско, Франческо Гварди.

Рассмотрим, например, портрет Франса Хальса "Весёлый пьяница" из амстердамского Рейксмузеума. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, ритмично положенные широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Открытая, заметная зрителю и свободная манера письма Хальса прекрасно подчёркивает открытость и свободолюбие его персонажей.

Стилизуя и своеобразно искажая людей и природу в своих картинах, Маньяско показывал, насколько была искажена и далека от гармонии жизнь человека в Италии его времени. Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II. Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско - это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально - живопись "ударами"). Исполнение Маньяско - "быстрое, смелое, лихорадочное". Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества.

В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их "фирменным знаком", без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение.

В этой книге красной нитью проходит мысль о родстве искусств, о том, что основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, присущи всем видам искусства, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров.

Два из рассмотренных элементов композиции - антитеза и ритм - имеют наиболее глубокие корни в самой природе. Ритм, как и антитеза, отражает законы мироздания. Вспомните, например, ритм древесных стволов, ритм морских волн, горных вершин, ритм шума морского прибоя, ритм человеческой речи, различный у всех народов. Поэтому антитеза и ритм наиболее глубоко роднят различные виды искусств.


© Все права защищены

«Парк искусств» - Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км, 40% которой ниже уровня моря. Незабываемое впечатление оставляют ошеломляющие цвета и запахи. Государственный язык – нидерландский. Путешествие длится 1 час и гарантирует Вам прекраснейшие виды для съемок. Цветоводы соревнуются в создании цветочных композиций.

«Образ природы в искусстве» - Произведения живописи. Исаак Левитан. Жизнь как вспышка. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом». Левитан. Березы. Опушка леса. Объясните смысл высказывания французского писателя. По-новому видны окружающие нас люди. Мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы. Антонио Вивальди.

«Символы и знаки» - В искусстве. В жизни: в области дорожного движения, в медицине…. В древнем мире – изображение рога изобилия – символ богатства. В геральдике. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Что такое знаки и символы? И еще о знаках и символах. Исторический путь знаков и символов.

«Синтез искусств» - В 11-13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Романский период Средневековья. Церковь Сент-Шапель в Париже. XII век. Искусство 9 класс. Собор Нотр-Дам в Реймсе. Храм Покрова на Нерли. XIII век. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира.

«Понятие искусства» - Развитие правильного понимания окружающего мира. Живопись. Представление о живописи. Современное искусство. Понятие и сущность искусства. Универсальный язык мира. Совокупность любых письменных текстов. Социальная роль искусства. Эстрада. Фотоискусство. Театр. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура.

«Мировое искусство» - Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Обществознание. Виды искусств. Функции искусства. Стили в искусстве Запада. Связь искусства и реальности. Проблема соотношения реальности и вымысла в искусстве. Различные виды искусств взаимосвязаны между собой. Искусство. Основные направления искусства XX в..

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»