Синдром отличницы как избавиться. Синдром отличницы у взрослых и детей

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.

Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.

Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко .

Откуда ноги растут

По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.

Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.

Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.

Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.

Как с этим бороться?

Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.

1. Замечайте внутреннего врага

Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.

2. Результат – это не весь вы

Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.

В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.

Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.

Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.

3. Станьте идеальным бездельником

У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.

Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.

Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?

Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

4. Полюбите процесс

Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).

Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.

Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.

Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.

6. Не сравнивайте себя с другими

Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.

7. Больше работайте в группе

Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).

Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.

Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.

8. Развивайте гибкость

Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника (хотя оно терпит до конца недели), а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни . Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры . В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь . Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на
достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль . Об этом мы расскажем чуть ниже.

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок , и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости , или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца . Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д.
При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы , напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка . Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей . А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон : «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,
у меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех . В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни
таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками : ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно . Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно . Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной . Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности . Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам . Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д.
Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому . В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь» .

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику . «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику . Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки , чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д.
    Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата .
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам» . Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в

  • Синдром отличницы (отличника) — это стремление делать все лучше других. В нем нет ничего плохого ровно до тех пор, пока гиперответственность не начинает отравлять жизнь. Нередко «отличницы» — это далеко не школьницы, а зрелые женщины, которые мучительно страдают из-за провалов и ошибок. Причем провалом они могут считать вполне сносное выполнение своих обязанностей. Их цель — быть всегда на голову впереди других: добиться вершин карьеры, стать супермамой, идеальной женой и безупречной хозяйкой. Разберемся, как избавиться от синдрома отличницы и перестать страдать.

    Что такое синдром отличницы и как он проявляется

    Название синдрома ассоциируется со школой и отличницей с косичками. Все это соответствует реалиям. Чаще всего первые признаки стремления быть лучше всех появляются в начальной школе и именно у девочек. С возрастом синдром развивается и касается уже не ученичества, а работы, личной жизни, материнства. Справедливости ради стоит упомянуть, что есть и мужчины с синдромом отличника, но их гораздо меньше, чем представительниц прекрасного пола.

    Синдром отличника похож на перфекционизм, но все же отличия есть :

      Для перфекциониста важен результат: если он соответствует ожиданиям, все в порядке. «Отличникам» же нужна высокая оценка окружающих, сама работа второстепенна.

      Перфекционист сосредоточен на работе , а «отличник» — на победе, превосходстве над другими.

    Синдром отличницы проявляется как стремление любой ценой получать только превосходные результаты. И проблема здесь именно в «любой ценой». Платить приходится временем, силами, нервами. Человек тратит неоправданно большие ресурсы на идеальное выполнение каждого рядового задания. Самое неприятное: эти усилия крайне редко бывают оценены по достоинству. Отсюда обида на окружающих, нервное истощение, самоедство.

    Когда зрелая женщина-«отличница» понимает, что окружающие не обращают внимания на то, как тщательно она выполняет свои обязанности, она делает вывод, что была недостаточно хороша, и старается еще больше. Получается порочный круг. Страдания «отличницы» сказываются на окружающих — детях, мужьях, родственниках, друзьях. К ним предъявляются повышенные требования. Это неизменно ведет к разочарованиям.

    Причины болезненного стремления к превосходному результату

    Среди причин появления синдрома отличницы чаще всего выделяют такие:

      Особенности отношений с родителями. Нередко родители проявляют любовь, когда ребенок «хороший». Стоит ему принести посредственную оценку в дневнике, он получает меньше родительского внимания, а то и вовсе упреки.

      Страх «не угодить» семье . Родителям бывает трудно скрывать, как они огорчены плохой оценкой. Ребенок это видит, понимает и старается учиться как можно лучше.

      Индивидуальные особенности мировосприятия . Дети нередко делят мир на белое и черное. С возрастом это может не измениться. Тогда только отличный результат считается результатом вообще, а посредственный — полным провалом.

      Низкая самооценка. Выполняя все лучше всех, «отличница» доказывает миру, что она чего-то стоит, потому что сама слабо верит в это.

      Болезненное восприятие критики . Логика проста: если все безупречно, критиковать будет не за что. Но в ней есть большой изъян: в работу вложено столько сил, что любая, даже конструктивная критика будет воспринята как придирки.

    Синдром отличницы может стать причиной неврозов, особенно если жизненные обстоятельства складываются так, что женщина на каком-то этапе ощущает себя неудачницей, но не может ничего изменить. Нужно позволить себе быть неидеальной, а это по-прежнему воспринимается как провал.

    Как избавиться от синдрома отличницы и радоваться жизни

    Во взрослом возрасте у человека уже есть прочно укоренившиеся привычки, поэтому справиться со стремлением все делать лучше всех бывает трудно. Но это вполне возможно, если человек осознает, насколько отравляет свою жизнь и подрывает нервную систему. Есть несколько способов:

      Примите решение не переделывать работу, если она не идеальна. Начните с бытовых ситуаций. Чистая, но не блестящая посуда — это нормально. Не бросайтесь ее перемывать. Необязательно раскладывать носки по цветам, достаточно просто сложить в бельевой ящик. Оцените, как повлияли неидеальные результаты работы на вашу жизнь. Никак? Вот и не переживайте из-за их посредственности.

      Позвольте себе не быть ответственной за судьбы мира. Не пытайтесь переделать все самостоятельно только потому, что другие сделают хуже. Делегируйте дела, проверяйте их выполнение, но не заставляйте других людей переделывать неидеальную работу. Примите факт, что она сделана, и насладитесь тем, что у вас стало больше свободного времени.

      Признайте за собой право на ошибки. Если вы поступили неправильно, мир не рухнет. Считайте ошибку уроком, а не катастрофой.

      Научитесь правильно работать с критикой. Это очень важно. Вам не следует считать, что на вас нападают, если критикуют. Постарайтесь обуздать эмоции и обдумать, есть ли в критике здравое зерно. Если да, исправьте ошибки, но не стоит посыпать голову пеплом при этом.

      Контролируйте время. Отводите себе на работу ровно столько времени, чтобы ее выполнить, но не доводить до идеала.

      Определитесь с приоритетами. У вас наверняка есть цели. Сосредоточьтесь на них и разрешите себе все остальное делать небезупречно. У вас освободится время, которое вы сможете посвятить достижению цели. Так вы гораздо быстрее получите желаемое. Это отличная мотивация.

    Оглянитесь по сторонам. Наверняка вы увидите, что есть менее старательные коллеги, к которым начальство относится лучше. Некоторые мамы хуже справляются со своими обязанностями, но их дети хорошо воспитаны и нормально учатся в школе. Не все хозяйки начисто вымывают квартиру, но у них уютно. Разве это не прекрасно?

    Вы тоже можете тратить меньше времени и сил на те дела, которые не обязательно выполнять безупречно.

    Лучше освободите несколько часов для общения с семьей, похода на выставку или поездки на природу. В мире столько прекрасного! Позвольте себе это увидеть и почувствовать.

    – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

    Общие сведения

    Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами , основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

    Причины

    Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

    • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
    • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
    • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
    • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

    Патогенез

    Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

    Симптомы синдрома отличника

    Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

    У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику , ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией . «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

    Осложнения

    Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики , обсессивно-компульсивное расстройство , психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония , астма и другие.

    Диагностика

    Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства . Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

    • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром , психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
    • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
    • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

    Лечение синдрома отличника

    Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

    • Когнитивно-поведенческая . В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
    • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
    • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

    Прогноз и профилактика

    При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

    Замечено, что дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными и успешными в реальной жизни, чем отличники. Казалось бы, что же плохого в желании всегда и во всем достигать успеха и быть первым? Ничего, пока это желание имеет приемлемые рамки. Если же это становится самоцелью, такой человек зависим от мнения общества, и болезненно переносит любую критику или недостаток внимания. Синдром отличника это то, что во взрослой жизни называют перфекционизмом – когда человек не способен принять неидеальность своих результатов в чем-то и очень сильно страдает из-за этого.

    Код по МКБ-10

    F84 Общие расстройства психологического характера

    Причины синдрома отличника

    Корни этой патологии уходят глубоко в детство, однако влияют на дальнейшую жизнь не в меньшей степени. И если у ребенка это исправить относительно легко, то чем старше, тем сложнее избавиться от такого синдрома.

    Проблемы, к которым может привести патологический синдром отличника

    Синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии.

    Симптомы синдрома отличника

    Синдром отличника у ребенка проявляется в том, что он очень тяжело, горестно переживает любую отметку, отличающуюся от самой высокой. Недостаточно хорошо выполненное задание становится причиной трагедии и отсутствия желания продолжать учебу дальше.

    Дети с синдромом отличника способны легко пожертвовать развлечениями и общением с друзьями ради первенства в учебе.

    Поскольку главной мотивацией в учебе для ребенка с патологическим синдромом отличника служат не знания, а достижение любой ценой самой высокой оценки, а также одобрение и восхищение окружающих, такой ребенок отличается зависимостью от мнения других людей и нестабильной самооценкой. Когда его похвалят, она сильно завышается, но стоит покритиковать – он расстраивается и может даже обидеться. Также симптомом служит болезненная ревность ребенка к похвалам и высоким отметкам других детей.

    Ребенок, которому в детстве родители не дали чувства защищенности и принятия таким как он есть, не показали что его любят безусловно, а не за достижения, вынужден разбираться с проблемой нестабильной самооценки. Даже будучи взрослыми, таким людям очень сложно осознать, что с ними дружат не из-за выгоды, или полюбили не за соответствие идеализированному стандарту супруга/отца/друга/работника, а за их личные достоинства, которых они сами чаще всего даже не осознают.

    Синдром отличника у взрослых зачастую проявляется в комплексе нескольких признаков:

    • повышенное чувство ответственности;
    • чувство вины за возможную неудачу;
    • завышенные требования к окружающим людям;
    • неумение расставить приоритеты, попытка быть успешным во всех сферах;
    • неумение проигрывать.

    Диагностика синдрома отличника

    Необходима дифференциальная диагностика патологии от желания самореализоваться. В настоящее время проблема нормального и патологического типов синдрома отличника или перфекционизма осве­щена в нескольких сравнительных исследованиях, однако отсутствие психо­диагностической методики, позволяющей диф­ференцировать типы перфекционизма, выступает основным препятствием для четкой дифференциальной диагностики.

    На сегодняшний день, для определения типа перфекционизма у взрослого человека (нормальный, патологический) используется дифференциальный тест перфекционизма, который предусматривает опрос на 45 и/или 24 пункта, где испытуемый определяет степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Для прохождения этого теста нужно желание и честность в ответах. В конце подсчитываются балы, и определяется результат.

    Лечение синдрома отличника

    Поскольку не бывает чисто детских проблем, в них обычно замешана его семья. Как правило, такое обостренное отношение к своим успехам - это проявление установки родителей в отношении ребенка «мы тебя любим только в том случае, если ты полностью соответствуешь нашим ожиданиям, а мы ждем, что ты будешь самым лучшим». Таким образом, родители пытаются удовлетворить собственное тщеславие, возможно, компенсировать собственную недостаточную самооценку. А ребенок инстинктивно очень боится потерять родительскую любовь, и он будет прикладывать все усилия, чтобы сохранить ее, поскольку сама оценка как такова для ребенка менее значима, нежели для взрослых.

    Если ребенок принес домой плохую оценку, имеет смысл, прежде всего, поговорить с ним, обсудить, почему не получилась более высокая оценка и выяснить его чувства по этому поводу. Если ребенку все равно, тогда следует задуматься о методах воспитания, ведь он не критичен к себе. Если же он огорчен, нужно помочь ему справиться с этим, и поверить в свои силы.

    Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы зарождающегося патологического перфекционизма, старайтесь больше проявить к нему свою любовь на доступном для него языке:

    • чаще обнимайте его, без повода;
    • уделяйте внимание, интересуйтесь происходящим в его жизни;
    • слушайте его, узнавайте его чувства к тем вещам, которыми он с вами делится, помогайте советом, если он вас об этом просит;
    • говорите ему слова поддержки, дайте ему понять, что он более важен для вас, нежели его результаты, что его неудачи не определяют вашего отношения к нему;
    • проводите вместе свободное время, занимайтесь вместе чем-то, что его увлекает;
    • не сравнивайте его с другими детьми, лучше покажите прогресс или регресс с ним прежним.
    • если он уделяет слишком много времени занятиям, предлагайте ему отвлечься, погулять с друзьями.

    Взрослым людям, заметившим в себе признаки этой патологии, рекомендуется иногда специально нарушать устоявшиеся привычки и личные стереотипы, а также избавиться от страха неудачи:

    • позвольте окружающим время от времени замечать ваши ошибки, помните, что вы живой человек, и можете ошибаться;
    • следите за тем, чтобы не перекладывать вину за ваши промахи на обстоятельства или других людей. Например, опоздав на работу, будьте честными, если вы поздно вышли из дома, то в вашем опоздании не виновен не водитель транспортного средства;
    • запишитесь на курсы, которые вам интересны, но вы из-за страха неудачи не решались пойти;
    • старайтесь относиться к своим промахам с юмором;
    • попросите прямолинейного откровенного друга поговорить с вами о ваших ошибках. Анализируйте неудачные моменты с ним, слушайте его точку зрения;
    • поэкспериментируйте с одеждой, - если вас привыкли видеть только в деловом стиле, наденьте в выходной день старые потертые джинсы и помятый свитер, или не наносите макияж и пройдитесь по городу. Позвольте себе свободные дни, когда можно надеть удобную одежду, не задумываясь о производимом впечатлении на незнакомых вам людей.
    • делегируйте дела, ели позволяет служебное положение, и не стесняйтесь просить помощи или совета, если вы некомпетентны в чем-то;
    • помните, - невозможно нравиться абсолютно всем. Не забывайте хвалить себя за достижения, даже самые маленькие и прощать себе ошибки. Все можно исправить, а ваше здоровье важнее.

    Если вам выполнение этих советов дается с трудностью, лучшим выходом будет, если вы обратитесь за помощью к хорошему, проверенному специалисту.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «outmall.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»