Специфика работы логопеда в специальной группе. Особенности работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Подписаться
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Логопедический пункт – это структурное подразделение государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Задачи: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

3 слайд

Описание слайда:

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии 5-10-х классов первой ступени начального общего образования и 3-8-х классов первой ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского об­щеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобра­зовательного учреждения - не более 20 человек.

4 слайд

Описание слайда:

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся с: обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематиче­ское недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, -не менее 2-3 раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее 1-2 раз в неделю; заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Продолжительность группового занятия 40 минут.

5 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные занятия Проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

6 слайд

Описание слайда:

Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа Цель организации работы логопункта – своевременное выявление и предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей. Задачи: Диагностико-аналитическая деятельность: проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения; проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам. Коррекционно-развивающая деятельность: осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи; осуществление профилактики речевых нарушений Социально-педагогическая деятельность: планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

7 слайд

Описание слайда:

Научно-методическая деятельность: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. Консультативная деятельность: консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье. Логопедический пункт открывается при наличии на начало учебного года 25 детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

8 слайд

Описание слайда:

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте являются индивидуальные занятия. Целью которых, является, прежде всего, коррекция звукопроизношения и развитие всей системы речи в целом. Это обусловлено рядом причин: Индивидуальным темпом усвоения материала; Различной структурой дефектов произношения; Необходимостью коррекции одновременно нескольких звуков; Необходимостью учитывать расписание общеразвивающих занятий; Выше обозначенные причины не позволяют организовать стабильные подгруппы. Но тем не менее в практике работы логопункта встречаются ситуации, влекущее за собой организации подгрупповых занятий (например: большое количество детей с одним дефектом «гортанного р»)

9 слайд

Описание слайда:

В первую очередь в логопункт зачисляются дети подготовительных групп, затем дети старшей группы. Ежегодно увеличивается количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, в рамках логопункта едва ли удается охватить всех детей, с речевыми нарушениями 5-7 летнего возраста. Не подлежат зачислению в логопункт дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» так как они нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Родителям этих детей необходима консультационная помощь о переводе ребенка в специальное дошкольное учреждение. В случае отказа или игнорирование родителями на сложную речевую патологию своего ребенка учитель-логопед не несет ответственности за устранение речевого дефекта. Учитель-логопед имеет право брать детей для коррекционной работы с любых занятий, проводимых педагогами в группе. По мере устранения недостатков в речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

11 слайд

Описание слайда:

Специфика логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Работа логопеда в учреждении, оказывающем такие услуги ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей. Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков. Средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые. Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает рабо¬ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламен¬тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте
(Инструктивное письмо Министерства образо¬вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» ,
Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения) , логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
предупреждение и профилактика речевых нарушений;
пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек. Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви¬тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта. Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.
Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис¬ключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее 3 раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее 2-3 раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект, --не менее 1-2 раз в неделю;
с заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводиться не менее трех раз в неделю.

По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися учащимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут , длительность индивидуального занятия -20 минут.

Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут.
Время перемен входит в рабочее время учителя-логопеда и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжительность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачамспециалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, предусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников» оплата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому положению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документации. В часы консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать учащихся с целью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррекции фонетических нарушений, проводить консультации с родителями и учителями по специфическим вопросам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества:
надбавка к заработной плате (в размере 20%) на основании Письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций»;

Порядок пенсионного обеспечения на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года - основание:
Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года»;

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на основании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41
«Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» и др.

Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

На школьный логопункт поступают учащиеся, имеющие те или нарушения устной и письменной речи. Между тем, в последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д.

В настоящее время, когда идет интенсивное развитие науки и техники,
повышаются и требования к интеллектуальному развитию человека. Естественно, содержание школьных программ усложнилось, а вместе с этим увеличилось количество неуспевающих учеников. Многие ученые говорят об ухудшении состояния физического и психического здоровья детей. Но ведь и требования к современной школе повысились. Ведь раньше всех учили по единой программе, и дети приходили в школу, не умея ни читать, ни писать, и спокойно целый год изучали букварь. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития и т.д.). Очень сложно детям, имеющим речевые нарушения, учить в начальной школе несколько языков одновременно. На логопедический пункт в последнее время все чаще попадают дети с дизорфографией. Дизорфография-это «стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографичеких знаний, умений, навыков, обусловленная рядом неречевых и речевых психических функций» . В письменных работах учащихся все больше можно наблюдать не столько специфические ошибки, сколько ошибки на различные правила русского языка. Причем дизорфография, являясь наиболее распространенным нарушением усвоения навыков письменной речи среди учащихся начальной школы, носит стойкий характер и сохраняется вплоть до окончания школы. Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре общего недоразвития речи. Рекомендации педагогов по повышению грамотности звучат примерно так: «Чтобы писать без орфографических ошибок, нужно знать правила». Как раз-то обнаружить выученную орфограмму ребенок не может. Для решения орфографической задачи он должен владеть морфологическим анализом слов, достаточным лексическим запасом и уметь выбрать необходимое проверочное слово. Коррекционная помощь на логопункте детям с дизорфографией направлена прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.
Потому логопеды рекомендуют проводить предупредительные диктовки. Для этого перед записью слова уточняется, какую букву выбирает ребенок и почему. И только «по мере упрочения навыка правильного написания слов можно переходить к контрольным диктовкам» . Ведь часто родители, занимаясь с детьми, практикуют ежедневные диктанты, которые, как правило, не приводят к ожидаемым результатам. У детей с двуязычием также можно заметить большое количество ошибок на правописание безударных гласных, парных согласных. И это не случайно, из-за бедности словаря, недостаточности звуковых и морфологических обобщений применение правил оказывается для данной категории учащихся затруднительным. Ребенок с языковым барьером недостаточно точно понимает значения слов и не улавливает смысловой связи между словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чаще всего наугад.

Иногда на логопункт попадают дети с так называемым «гиподинамическим синдромом». Эти дети со стороны взрослых вызывают меньше нареканий, чем гиперактивные школьники. Они не причиняют никакого беспокойства, они пассивны на уроках, не поднимают руки, даже если знают материал. Написание контрольных работ становится для них настоящим испытанием. Их письменные работы отличаются пропуском букв, слогов, слов, недописыванием окончаний. Как правило, такие дети и не нуждаются в коррекционной работе по преодолению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза слов и предложений. Просто темп работы в классе не подходит данным ученикам. Им нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить ту или иную работу. Вот и выходят из таких детей неуспевающие школьники, и получают они обидные клички от одноклассников из-за своей медлительности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и разрешать таким детям дописывать контрольные работы на перемене. Но ведь существуют определенные временные нормы для выполнения заданий и, соответственно, все их соблюдают. Реализация дифференцированного подхода к ученикам, к сожалению, применения на практике не находит.

В каждой школе есть ученики, у которых к моменту поступления в школу не происходит формирование школьно-значимых функций. У них бедна речь, слабо развиты моторные навыки. В поведении таких детей преобладает детскость, игровой интерес. Для них характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Вследствие быстрой утомляемости они хуже отвечают в конце урока, еще хуже на последнем уроке. Многие педагоги относят неуспевающих учеников к категории умственно неполноценных и перестают обращать на них внимание. В их тетрадях преобладающий цвет-красный от многочисленных исправлений учителя. Таких детей легко узнать, если заглянуть в класс. Обычно они сидят где-нибудь на последней парте. Конечно, эти дети не дотягивают до так называемой «нормы», но ведь бывают у них и личные достижения, но, как правило, они не бывают оценены педагогами, которым нужен результат. К сожалению, усилия ребенка, его старание остаются незамеченными. А ребенок так желает, чтобы его хвалили. Кого обычно хвалят в школе, щедро одаривая словами « умница», «молодец». Правильно, отличников. Но ведь они усилий-то не прилагали. Кому-то ведь способности даны уже с самого рождения. Ну надо дать возможность любому ребенку почувствовать свою успешность, оценить его усилия, пока они у него есть. Ведь ситуация постоянного неуспеха приводит к негативизму, к отказу ходить в школу. Сам же результат можно оценить на более поздних этапах, когда не будет страха перед неуспешностью. Коррекционная работа с такими учениками предусматривает индивидуальный подход, который обеспечит им возможность работать в свойственном для них темпе. При создании комфортных условий для таких детей уровень усвоения материала будет гораздо выше. Обучение же без учета психо-физиологических особенностей учащихся может привести к школьной дезадаптации и снижению учебной мотивации. Но прежде чем начать коррекционное воздействие, необходимо определить, что же все-таки лежит в основе неуспеваемости: темперамент, несформированность эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательных процессов, отсутствие учебной мотивации, состояние здоровья, общее недоразвитие речи или что-то другое.

Ребенок, казалось бы, с такими незначительными проблемами испытывает трудности в усвоении государственных образовательных стандартов. Готова ли школа к интеграции детей с более тяжелыми патологиями? Ведь каждый «аномальный» ребенок, обучаясь в массовой школе должен получать специализированную помощь и поддержку как специалистов, так и своего учителя.

Что мешает нам правильно организовать коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях общеобразовательной школы? Прежде всего, это низкая информированность педагогов и даже родителей об особенностях состояния здоровья детей, отсутствие педагогических технологий воспитания и обучения детей с различными отклонениями здоровья в массовой школе, и, наконец, сложившееся негативное отношение населения к обращению за помощью к детским психиатрам и неврологам. Рекомендации логопеда о необходимости получения квалифицированной консультации у врачей родители воспринимают настороженно и даже агрессивно. Скрывая от врача истинные причины, по которым было рекомендовано обследование, родители упускают время, отведенное для необходимого медикаментозного лечения. Далеко не все родители и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной деятельности. Такая пассивная позиция родителей в отношении организации лечения приводит к неэффективности коррекционной работы в школе. Поэтому здесь важное значение имеет своевременное консультирование родителей по проблеме тех или иных нарушений в развитии детей и необходимости одновременной коррекции, медицинской и педагогической.

Для правильной организации коррекционной работы, необходимо, чтобы школа располагала необходимыми специалистами, в частности, дефектологами, которые смогут оказать реальную помощь учащимся с особыми образовательными потребностями, и учителями с углубленными знаниями в области специальной педагогики. На данном же этапе в массовых школах только логопеды оказывают квалифицированную помощь детям, испытывающим трудности в обучении. Но и сейчас логопедов в общеобразовательных школах катастрофически не хватает. К тому же логопеды должны работать в первую очередь над предупреждением и преодолением всевозможных речевых нарушений, препятствующих полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и литературному чтению.

Таким образом, обучение в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья возможно и нужно для их успешной социализации в окружающем мире. Но интеграция эта должна быть подготовленной и продуманной, имеющей под собой материальную базу.

Учитель-логопед

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года (с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методики

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Методика Корнева А. Н.

Методика Лалаевой Р. И.

Методика Садовниковой И. Н.

Методика Ястребовой А. В.

Традиционные технологии

Наименование технологий

Цели применения традиционных технологий

Эффекты использования традиционных технологий

Технология логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на

основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

выявление особенностей речевого развития для последующего учета

при планировании и проведении образовательного процесса;

выявление объёма речевых навыков;

Сопоставление его с возрастными нормами

Технология коррекции звукопроизношения

Г.В. ЧиркинаА.Г. ИпполитоваН.В. Червякова И.И. Ермакова

Выбор наиболее эффективных приемов и методов для быстрой и качественной постановки звуков

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова: заикание

А.Н. Стрельникова: дыхательная гимнастика

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;

Позволяет увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Технология развития интонационной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова

Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп-

росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

Нормализация процесса речевого паузирования.

Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз

Позволяет показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием ин-

тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, моду-

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

Способствует формированию представлений о темпе речи,

развитию восприятия различного темпа речи;

Развивает умение воспроизводить различный темп речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

Формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи

Способствует формированию речевой активности ребенка, расширению активного и пассивного словаря, а так же развитию навыков словоизменения и словообразования; использования в речи простых и сложных предложных конструкций

Технология дифференцированного обучения(технология уровневой дифференциации)

Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности (учет его возможностей и способностей)

Помогает логопеду увидеть индивидуальность ребенка, сохранить е;

Позволяет помочь ребенку поверить в свои силы;

Обеспечивает максимальное развитие ученика

Инновационные технологии

Наименование современных образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи.

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации.

Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры.

Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией.

Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Информационно-коммуникативные технологии .

Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда, расширяют возможности сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии.

Более успешная социализация,формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Мнемотехника

система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

помогает в развитии связной речи,ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти,зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

современные технологии логопедического и пальцевого массажа

активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств

Массаж мышц переферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Куклотерапия

Раздел арт-терапии, использующийся в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Помогает сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Музыкотерапия

Технология основана на эмоциональном восприятии музыки

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей;коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции

Межпредметные связи

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому

при составлении тематического планирования учитываются межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

В качестве основы тематического планирования можно применить:

  • Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.
  • Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.
  • Поваляева М.А. « Моделирование коррекционно-образовательного пространства». Ч.3: Общая, дошкольная, коррекционная педагогика. Ростов на Дону, изд-во РГПУ,1999г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «outmall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «outmall.ru»